Рецензия на фильм “1917” (1917) (2666)

Время — наш главный враг…

Год в названии фильма Сэма Мендеса, не должен вводить в напрасные ожидания – о Великой Октябрьской революции в нем нет и слова. Тем не менее, этот фильм про доставку срочной депеши двумя подростками в первую мировую, заслужил свои “золотые глобусы” за лучшую драму и лучшего режиссёра, и честно отработал весь кредит доверия, за который ему дали сразу десять номинаций на “Оскар”. Этот фильм, снятый в несколько непрерывных длинных планов лучше посмотреть на большом экране. К примеру, в кинотеатре Cinema Citi (Ocean Plaza) оценить яркие экшн-сцены зрители смогут в зале N1 – здесь используется лазерный проектор Barco DP4K-32B. Вместе с экраном Clarus XC с новой технологией покрытия 4-го поколения, они обеспечивают максимальную яркость и ошеломляющую передачу цвета. А высококачественная аккустическая система Dolby Atmos позволит услышать малейший шорох. В главных ролях - Дин-Чарльз Чепмен, Джордж Маккэй, Дэниэл Мейс, Колин Фёрт, Пип Картер, Энди Аполло, Бенедикт Камбербэтч, Пол Тинто, Билли Постлтуэйт, Гэбриел Акувудике. Бюджет - $ 90 000 000. Рейтинг R. Мировая премьера – 04.12.2019. Премьера в Украине – 30.01.2020 (B&H film distribution). Оценка www.kino-nik.ru 8/10

О ЧЕМ КИНО: апрель 1917 года. Молодых солдат британской армии Скофилда (Джордж Маккей) и Блейка (Дин-Чарльз Чепмен) вызывают к высшему руководству. Им предстоит опасное и практически невыполнимое задание: передать в батальон, устремившийся в погоню за врагом, срочное послание. Если они опоздают, 1600 человек попадут в засаду. И среди них старший брат Блейка…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: о всевозможных войнах сейчас снимают часто, соревнуясь в бюджетах, спецэффектах и массовых сражениях. Но неслучайно именно «1917» Сэма Мендеса получает десяток номинаций на «Оскар», да и вообще оказывается одним из самых обласканных как критиками, так и зрителями фильмов. Без преувеличений, это самая сильная картина последних лет, посвящённая человеческой храбрости во время войны, да ещё и рассказанная невероятным киноязыком.
Историю, которая легла в основу сценария, поведал режиссёру его дед, который сражался на Первой мировой войне. И поэтому в центре сюжета не какие-то крутые герои, укладывающие десятки врагов одной рукой, а пара простых парней. Они боятся, злятся и ошибаются. Это очень личное и живое кино, лишь отдающее дань памяти тем, кто сражался на войне уже вековой давности.
Режиссёр осознанно делает ставку на будничность происходящего. Один из персонажей и вовсе говорит, что пошёл в армию лишь ради нормального питания. Ни о каком героизме речи не идёт, и главной движущей силой становится желание спасти близкого человека.
А чтобы ещё больше подчеркнуть реалистичность этой войны, Мендес пошёл на одно из самых смелых и сложных решений в современном кино. Большая часть фильма снята якобы одним непрерывным кадром. Разумеется, монтаж в картине есть, но, как когда-то в «Бёрдмэне», он аккуратно спрятан в переходах через тёмные элементы.
Вот только «1917» в этом плане значительно сложнее оскароносного предшественника. В «Бёрдмэне» герои чаще бывали в помещениях и одних и тех же локациях. А в картине Мендеса всё действие — путь. И такой подход лучше всего отображает длительность и напряжённость путешествия. Камера неустанно следует за персонажами, и остаётся только удивляться мастерству легендарного оператора Роджера Дикинса и слаженной работе всей команды. В итоге практически половину фильма герои просто идут. Но как раз неспешный темп вкупе с нагнетающим атмосферу саундтреком заставляет ожидать беды. И действительно, с каждой минутой события становятся всё мрачнее.
А единственная совсем уж явная склейка будто разделяет две части картины. С середины темп начинает нарастать, сопровождаясь уже грохочущей музыкой и масштабными сценами. Меняется и цветовая гамма, уходя то в холодный синий, то в жаркие всполохи пожаров, причём Мендес максимально старается использовать живое естественное освещение, чтобы ни одна деталь не могла заставить зрителя усомниться в реалистичности ситуации.
Всё это буквально вдавливает в кресло, заставляя ощутить течение времени, ведь оно и оказывается главным злодеем этого фильма. И никакой бешеный клиповый монтаж и компьютерная графика не смогли бы заставить так чётко чувствовать каждую потраченную зря секунду, как делают это долгие статичные планы, когда камера ждёт главного героя.
Интересно и то, что Мендес, явно осознавая нагрузку, которая ляжет на исполнителей главных ролей, решился взять в картину не слишком известных зрителям актёров. В центр разумно поставили Джорджа Маккея, сыгравшего Скофилда. Любители кино и сериалов хотя бы помнят его по второстепенным ролям в «11.22.63» и «Капитане Фантастике». А вот его напарник Дин-Чарльз Чэпмен может похвастать лишь появлением в «Игре престолов». Но именно эта пара делает картину настолько живой и привлекательной. Актёры ещё не приелись публике, а потому от них не ждут устоявшихся образов. Весь же заявленный в рекламе звёздный состав фигурирует лишь в небольших эпизодах, помогая фильму выглядеть внушительней и не сбавлять темп в самых эмоциональных моментах…(Алексей Хромов)
РЕЗЮМЕ: разумеется, «1917» — не первый фильм с подобным подходом. В чём-то он явно наследует идеологию «Дюнкерка» Кристофера Нолана, тоже показавшего простые человеческие истории в реалиях войны. Но Мендес сумел добиться большей выразительности, ещё более сузив фокус и показав пару простых людей и всего несколько часов из многолетней войны. Такая человечность вместе с мастерством съёмочной группы и создала на выходе невероятно объёмную и вместе с тем трогательную историю, которая будет близка абсолютно каждому зрителю независимо от страны проживания и языка…
подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *