Рецензия на мультфильм «Уперед» (“Вперед” (Onward) (2695)

В феврале, в рамках Берлинского кинофестиваля состоялась мировая премьера мультфильма «Уперед». Премьера на фестивале класса «А» для студии Pixar – дело не новое. Их «Головоломка», уже ставшая культовой история про эмоции, например, впервые была показана именно в Каннах. И все же анимационное роуд-муви про монстров в программе Берлинале можно назвать событием - мультфильм Pixar, мягко говоря, не совсем подходит публике, настроенной на социополитический разговор (Берлинале всегда им отличался). Ну как может история про сказки, да еще и изобилующая шутками, быть близкой европейской действительности? У режиссера Дэна Скэнлона есть соображения по этому поводу. В главных ролях (озвучка) - Том Холланд, Крис Пратт, Джулия Луис-Дрейфус, Октавия Спенсер. Хронометраж – 01:54. Рейтинг PG. Мировая премьера - 21 февраля 2020. Премьера в Украине – 05.03.2020 (B&H Film Distribution). Оценка www.kino-nik.ru 7/10

О ЧЕМ КИНО: братья-эльфы Иэн и Барли Лайтфуты живут в волшебном мире, населенном троллями, гоблинами, гномами, кентаврами и единорогами. Когда-то их мир переполняла магия, но те времена прошли, и теперь сказочные существа летают на самолетах, пользуются автомобилями, и ведут в целом прозаичную жизнь. Иэн в свой день рождения решил надеть в школу свитер умершего отца – безусловного примера для подражания, которого парень едва ли помнит. Если не считать заслушенную до дыр аудиокассету с голосом папы. А еще у неуверенного в себе Иэна, которому только-только стукнуло шестнадцать, есть специальный блокнот с «грандиозными» планами на день – казаться классным парнем, быть похожим на душку-отца и набраться смелости пригласить одноклассников на праздничную вечеринку. Все идет куда-то не туда, а инфантильный старший брат Барли лишь усугубляет и без того мрачноватую картину. Кульминацией испорченного праздника становится некий магический посох – мать ребят должна обнародовать его как раз в день шестнадцатилетия младшего. По оставленной рядом записке сыновья понимают, что их папаша был не бухгалтером каким-нибудь, а волшебником и чудо-инструмент может на сутки вернуть его к жизни. Зажегший любителя всего таинственного Барли эксперимент, ясное дело, снова и снова проваливается. Пока вечером Иэн случайно сам не произносит заветное заклинание. Неужели магия существует?
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: когда 11-летний мальчишка-человек вдруг оказывается волшебником, его изумление легко понять. Когда 16-летний подросток-эльф поражается столкновению с волшебством, это может вызвать вопросы. На самом деле, ответ прост: в мире «Вперёд» эльфы, пикси, мантикоры и прочие фэнтезийные существа забыли про магию. Точнее, забили на неё — ведь технический прогресс гораздо удобнее.
Противопоставление магии и технологии — классическая фантастическая тема. Как и противопоставление серой обыденности и непредсказуемого приключения. И квест-инициация. И дружный отпор чудовищу. И… Словом, «Вперёд» Дэна Скэнлона полон классики — и умело с ней обращается, он увлекательный, весёлый, трогательный. Мастерства студия Pixar не растеряла. Увы, она подрастеряла оригинальность.
«Вперёд» вызывает ассоциации с «Гарри Поттером», «Властелином колец», «Человеком-пауком» (тем более что здешнего протагониста — Иэна Лайтфута — озвучивает Том Холланд), «Героями Энвелла», «Я убиваю великанов». А также перекликается с другими работами самой Pixar: как и во «Вверх», здесь есть боль утраты и её исцеление, побег из обыденности, чудесное путешествие; как и в «Тайне Коко», есть мотив «Не забывай!», общение с покойным, стремление к профессии мечты; как и в грядущей «Душе», опять-таки загробный мир и цель реализовать своё истинное призвание. Даже дизайн Иэна не с нуля придуман, а основан на Альфредо из «Рататуя». Параллели на всех уровнях.
К счастью, «Вперёд» — это всё-таки не «назад» и не «вниз». По-прежнему есть яркие находки вроде «полутора землекопов», «четырёх всадников Апокалипсиса», последнего полёта «железного пегаса» (зашифрованы во избежание спойлеров; пятый-пятый, я десятый, приём). Наглядно показана польза смекалки: когда нет чего-то нужного, надо уметь выкручиваться с тем, что есть. Лайтфуты объёмные, живые — немудрено, ведь режиссёр-сценарист Дэн Скэнлон вдохновлялся историей собственной семьи. Приятно и то, что в современных сказках старшие братья-здоровяки всё чащи выступают не помехой худосочному неопытному протагонисту, а подмогой ему: Барли Лайтфут сперва предстаёт чуть ли не хулиганом — но потом оказывается, что даже его правонарушения характеризуют его с положительной стороны. Что уж говорить о его заботе о Йене — порой неуклюжей, но неизменно деятельной и искренней.
Режиссёр Дэн Скэнлон ранее работал над полнометражкой «Университет монстров» и короткометражкой «Мэтр и Призрачный Свет»; однако ими его анимационный опыт и исчерпывается. У двух других сценаристов даже того нет — да и «обычного» опыта негусто. Возможно, простота фильма связана и с этим: новички не стали рисковать и разводить самодеятельность, а использовали классическую закольцовку, причём не только сюжетную.
Но ещё неизвестно, что хуже: дефицит необычности или необычность в плохом смысле. «Вперёд» — первый мультфильм Pixar без какого-либо участия выставленного на мороз Джона Лассетера и первый мультфильм рейтинга PG, не получивший аперитив в виде анимационной короткометражки (в закрывающих титрах тоже никакого бонуса нет, если что). Pixar не забыла про свои короткометражки — наоборот, теперь она производит их даже больше прежнего, только распространяет иначе. Что характерно, её недавний «Китбуль» традиционно попал в номинанты на «Оскар» — но победа на сей раз досталась другой студии.
Кстати, об «Оскаре». Вот полнометражная «История игрушек 4» заполучила-таки золотого болванчика. Ставка на сиквелы оправдывается; собственно, с 2016 года и до выхода «Вперёд» все мультфильмы Pixar, кроме «Тайны Коко», были сиквелами. Иронично, что студия, чьи герои учат вырываться из рутины, сама втянулась в заколдованный круг. Получился красивый и умелый, но всё-таки однообразный хоровод. Музыку в котором играет известно кто — да, Pixar одиснеилась. И как многие герои «Вперёд», она перестала использовать свои чудесные крылья. Зачем они? Ведь на автомобиле или байке добираться гораздо удобнее…(Юлия Лялина)
подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *