Рецензия на фильм “Вальхалла: Тор Рагнарёк” (“Вальгалла: Рагнарёк” Valhalla) (2700)

Рагнарека не будет, все утонет в слезах…

В конце 70-х в Дании вышла серия комиксов "Вальгалла", в шутливой форме знакомившая местных детишек с миром скандинавской мифологии. Через несколько лет там же на её основе сделали одноимённый мультик, беспардонно косивший под продукцию Disney и обладавший соответствующим сказочно-легкомысленным тоном. Теперь, на очередной волне интереса масскульта к древним традициям народов Северной Европы, сразу четыре страны Скандинавии объединили усилия, чтобы адаптировать комикс для экранов - на этот раз в игровом формате. И поручили это режиссеру со скандинавским именем Фенар Ахмад, уроженцу Чехии (!!). В главных ролях - Роланд Мюллер, Дульфи Аль-Джабури, Сесилия Лоффредо, Саксо Мольтке-Лет, Асбьёрн Крог Ниссен, Стине Фишер Кристенсен, Саломе Гуннарсдоттир, Патриция Шуманн, Якоб Ульрик Ломанн, Андреас Йессен. Хронометраж – 01:45. Мировая премьера – 10.10.2019. Премьера в Украине – 28.11.2019 (Svoe Kino). Премьера (РФ) - 30.01.2020. Цифровой релиз - 20.02.2020. Оценка www.kino-nik.ru 6/10


О ЧЕМ КИНО: близится Рагнарек, и великие боги Асгарда собирают последние силы перед битвой. Двое смертных из Мидгарда вместе с Локи и Тором прибывают в небесный чертог накануне сражения. Вот-вот пробудится чудовищный волк Фенрир и древние исполины из Ётунхейма осадят стены Вальгаллы. Мир обречен. Но можно ли изменить предначертанное?
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: в конце 70-х в Дании вышла серия комиксов "Вальгалла", в шутливой форме знакомившая местных детишек с миром скандинавской мифологии. Через несколько лет там же на её основе сделали одноимённый мультик, беспардонно косивший под продукцию Disney и обладавший соответствующим сказочно-легкомысленным тоном. Теперь, на очередной волне интереса масскульта к древним традициям народов Северной Европы, сразу четыре страны Скандинавии объединили усилия, чтобы адаптировать комикс для экранов - на этот раз в игровом формате.
Фабула, базирующаяся на Младшей Эдде, сохранила общие черты. Начинается всё с того, что боги Тор (Роланд Мюллер) и Локи (Дульфи Аль-Джабури) гостят в Мидгарде у семейства простых крестьян. Щедрый бог грома угощает смертных мясом собственного ездового гигантского козла. Строго наказывая не ломать костей: тогда он сможет собрать из них чудище обратно и новое мясо на скелете нарастить. Но хитрый Локи затевает многоходовочку, подговаривая крестьянского сынка Тьялфи (Саксо Мольтке-Лет) отведать костного мозга, в результате чего тот впадает в немилость Тора и в качестве наказания отправляется с ними в Асгард в статусе мелкой прислуги.
Вслед за непутёвым братцем увивается нелегалом юная ясноглазая сестрёнка Рёсква (Сесилия Лоффредо) - интересно же на обитель богов посмотреть. Интересного, однако, оказывается мало: боги всё пьют, ругаются да мрачно ждут Рагнарёка, а на гостей из Мидгарда смотрят как на рабов. Так что детишки решаются на побег, в котором им помогает такой же понукаемый хозяевами обаятельный монстрик Кварк. К этому моменту сюжет фильма уже начинает давать ощутимый крен в сторону и от мультфильма, и тем более - от мифологической основы, с каждой минутой всё настырнее и откровеннее выталкивая бедную Рёскву на передний план. Не слишком мудрёным способом: отроковица провозглашается Избранной, единственной, кто способен спасти Асгард (который тут почему-то всю дорогу приравнивают к Вальгалле) от волка-солнцееда Фенрира и оборзевших троллеподобных великанов ётунов.
По счастью, Рёсква обладает не только ангельской внешностью, но и такими необходимыми для Избранной чертами характера, как мудрость, благородство, смелость и любовь к окружающей среде. Чего о бедолаге Тьялфи, превращённом из главного героя в беспомощного заложника событий с набором сомнительных достоинств, отнюдь не скажешь. В общем, понятно: сегодня спасти мир от гибели если кто и может, то только маленькая принципиальная девочка, которая заботится об экологии. И уж точно не заносчивый и "токсичный" мальчик, которого сбить с верного пути - раз плюнуть.
На фоне такого прилежного следования авторов фильма модным тенденциям современного кино занятным, если не парадоксальным выглядит тот факт, что каст состоит преимущественно из скандинавов с характерной внешностью (в роли Тора, например, Роланд Мюллер, уже поигравший в Голливуде).
Более того - актёры ближневосточного происхождения тут всё-таки есть, но роли им достались такие, что шоураннеры "Ведьмака" и "Карнивал-Роу" за сердце схватятся: то воплощение коварства Локи, то добрый внутри, но на лицо ужасный Кварк. И быть бы создателям "Вальгаллы" заклеймёнными навеки грязными расистами среди пламенных борцов за всеобщее равноправие, если бы режиссёра и сосценариста не звали Фенар Ахмад (а до этого он, между прочим, снял "Преисподнюю" - криминальную драму о тяготах адаптации мигрантов в Дании). Хотя и это, поди, иным не помешает праведно возмутиться. Всё это, впрочем, не более чем забавный факт, обращающий на себя внимание в основном из-за того, какой гротескный вид приобрел в наши дни крестовый поход культурных элит против всякого рода нетерпимости.
Куда существеннее другое. "Вальгалла", будучи прямой производной от детского мультика и комиксов, эксплуатирует выгодную "викингскую" эстетику (даже саундтрек постоянно мечется между Говардом Шором и группой Wardruna), откровенно мрачноватую для юношеского фэнтези про особенных подростков (и вдобавок содержит такие неожиданные сцены, как, например, поедание девчушкой псилоцибиновых грибов). И застревает где-то на полпути. Знаете, как будто, скажем, Тима Бёртона попросили переснять какой-нибудь классический диснеевский мультфильм, и у него в итоге получилось ни то ни сё. (Дмитрий Сосновский)
подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *