Рецензия на фильм «Наполеон» (film Napoleon) (4640)

«Он пришёл из ниоткуда. И завоевал всё! А она завоевала его…»

Наполеон Бонапарт, вероятно, самый известный француз всех времен и, согласно академическим источникам, уступает только Иисусу как самая снимаемая фигура в истории кинематографа. Наполеон - сложный персонаж, чья аура, чудовищность и гениальность идеально подходят для большого кино и поэтому являются вызовом для любого серьезного режиссера. Неудивительно, что 85-летний Ридли Скотт, чья долгая и плодотворная карьера включает в себя множество масштабных проектов, наконец-то поддался соблазну «маленького капрала» с Корсики. Но по итогу его фильм мечется между полем боя и спальней, и дела любовные, похоже, берут верх. В главных ролях - Хоакин Феникс, Ванесса Кирби, Руперт Эверетт, Бен Майлз, Марк Боннар, Людивин Санье, Иэн МакНис, Тахар Рахим, Пол Рис, Катрин Уокер. Хронометраж - 02:38. Бюджет $130 000 000. Рейтинг R. Премьера (мир) - 20.12.2023. Премьера (Украина) - 23.11.2023 (B&H film distribution). Оценка www.kino-nik.com 6,5/10

О ЧЕМ КИНО: история тяжёлого пути Бонапарта (Хоакин Феникс) к власти через призму его изменчивых отношений с единственной настоящей любовью, Жозефиной (Ванесса Кирби)...  

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: фильм Ридли Скотта начинается с блестящей военной победы в Тулоне, где 24-летний корсиканец захватывает городскую артиллерию чтобы использовать ее против испанских и британских кораблей. В одном из эпизодов Наполеон атакует городские стены, когда пушечное ядро ​​попадает в грудь его лошади, заставляя животное и его всадника кувыркаться назад. Прижатый конем, окровавленный молодой офицер поднимается на ноги и продолжает идти вперед. Нечасто режиссер создает образ войны, какого зрители еще не видели, и с самого начала устанавливает высочайшую планку.   
Мастер современной эпопеи снял, впечатляющий технически, напыщенный фильм старого типа о «великом человеке», которые доминировали в Голливуде в конце 50-х и начале 60-х годов. Вместе с тем режиссер, а также исполнитель главной роли, показывают неоднозначность героя, как это принято в наше время. И мы видим раздражительного ублюдка и военного гения: человека, который знал, как добиться своего на поле битвы, но устраивал истерики за обеденным столом. Более того, сценарий Дэвида Скарпы, значительную часть внимания уделяет жене этого человека, Жозефине Богарне (Ванесса Кирби). Их страсть велика до такой степени, что Наполеон готов отказаться от своей миссии в Египте, чтобы отплыть домой и отвадить от нее возможных любовников. Но каждый раз, когда Жозефина появляется на экране, это лишает зрителей главного достоинства фильма: мощных боевых сцен с участием сотен актеров, которые показывают как гениальность военной стратегии Наполеона, так и талант Ридли Скотта к постановке таких сцен. От перестрелки в современном Могадишо в «Падении Черного ястреба» до осады Иерусалима в XII веке в «Царстве Небесном» - Ридли Скотт имеет богатый опыт в создании интенсивного и динамичного военного действа. Здесь же он делает шаг назад, часто снимая так, как это сделали Абель Ганс (в трехэкранном финале его немого «Наполеона» 1927 года) и Сергей Бондарчук (для его эпопеи советской эпохи «Война и мир»). Поле битвы заполняет весь кадр, а за сражением сверху наблюдает сам Наполеон, лишь время от времени передавая свои приказы.  
Ридли Скотт прослеживает карьеру Наполеона с тех пор, как тот был многообещающим молодым офицером, ставшим свидетелем гильотинирования Марии-Антуанетты (одно из многих поэтических допущений сценария), до его ссылки на остров Святой Елены. Всякий раз, когда режиссер и его главный герой оказываются на поле боя, этот фильм напоминает, каким талантом эпического уровня обладает Скотт. Он организует потрясающе сложные сцены таким образом, что мы можем интуитивно понять общую стратегию, даже несмотря на то, что он шокирует нас ужасающими деталями, такими как барабанщик, испарившийся после попадания в него из пушки, или огромная армия, которая отправляется прямо на дно замерзшего озера в битве при Аустерлиц.


Тем не менее, иногда зрителям захочется заглянуть в учебник истории для объяснения чего-то столь фундаментального, как, например, почему французский диктатор вообще ведет войну.  Во многом ответственность за эту путаницу несет
Хоакин Феникс, поскольку он подчиняет культового персонажа своему устоявшемуся образу: неуверенному в себе, асоциальному ребенку мужского пола - что, по меньшей мере, является неожиданным взглядом на императора. В сцене коронации и в эпизоде с британским послом Бонапрарт вдруг напоминает жуткого юного Коммода из «Гладиатора». Феникс играет Наполеона сквозь три десятилетия, но становится похожим на него только ближе к концу - просто начинает выглядеть все более коренастым и небритым. Иные могли бы представить Наполеона мечтательным одиночкой, но для Скотта он половина разгульной властной пары - страстно и безнадежно влюблен в прагматично-чувственную Жозефину в исполнении Ванессы Кирби. А у нее, кажется, есть одно желание - взять под свой контроль самого крутого мужчину в мире; их первое общение заканчивается тем, что Жозефина задирает платье и указывает ему на свое влагалище. Этого достаточно, чтобы зрители захотели более полно ознакомиться с играми этих двух моральных уродов. Сексуальные сцены между ними разыгрываются ради смеха. Кажется, англосакс Скотт потешается, наблюдая, как будущий император французов яростно долбит кого-то сзади, а Жозефина встречается с любовником через восемь секунд после отъезда Бонапарта в Египет. Она умерла за семь лет до Наполеона, но последнее слово в этом фильме остается за  Жозефиной - хотя название картины отнюдь не «Богарне»…    
РЕЗЮМЕ: «Наполеон» - это портрет самого жалкого из всех великих людей или, возможно, величайшего из всех жалких людей, и он превосходен. Превосходен потому, что это редкая историческая эпопея, которую не смущает ничто происходившее в реальной жизни главного героя…

Николай Лежнев 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *