Рецензия на фильм «Гренландія» («Гренландия» Greenland) (2924)

С неба звездочка упала…

Давайте просто признаемся себе: даже в остутствие кинокризиса мы бы все равно пошли на фильм «Гренландия» Рика Романа Во. Потому что это кажется таким логичным и гарантированным аттракционом - Джерард Батлер спасает семью и весь мир, когда на него несётся гигантский астероид. Но картина внезапно вместо классического голливудского героического Апокалипсиса выдаёт то, что можно описать словами «не оправдала зрительских ожиданий». На грандиозные виды массовых разрушений, взрывы и прочие спецэффекты - уровня хотя бы «Геошторма» с тем же Батлером или «Падения ангела» с тем же Батлером и того же Рика Романа Во - явно не хватило бюджета (несколько статичных планов лежащих в руинах городов не в счёт). Иными словами, того, для чего вообще нужны фильмы-катастрофы, наблюдается катастрофический дефицит. В главных ролях - Джерард Батлер, Морена Баккарин, Роджер Дэйл Флойд, Скотт Гленн, Рендал Гонсалес, Рик Паскуалоне, Скотт Пойтресс, Клер Бронсон. Хронометраж - 01:59. Возраст 16+ (Рейтинг PG-13). Премьера (мир) - 29.07.2020. Премьера (Украина) - 16.09.2020 (Кіноманіа). Оценка www.kino-nik.com 6/10

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: к Земле летит комета. Нежданно-негаданно откуда ни возьмись появилась и вот-вот обрушится. Однако по телевизору упорно твердят, что всё нормально, пролетит мимо, разве что кусочек в океан плюхнется красиво, смотрите прямую трансляцию. И ни одного неряшливо одетого учёного, который бы предупреждал, не видать. Как вдруг «кусочек» тот оказывается размером со стадион и плюхается совсем не в океан, а на густонаселенную часть материка.
Тем временем некоторым людям начинают приходить сообщения, где говорится, что это не учебная тревога, и надо прямо сейчас всё бросить и дуть на такую-то военную базу, а оттуда самолётом в убежище. Где именно находится убежище - большой-пребольшой секрет, но фильм носит заголовок «Гренландия», так что да. Одним из адресатов сообщения становится инженер-строитель, которого играет Джерард Батлер, и он, прихватив жену (Морена Баккарин) и сына-диабетика, устремляется.
В отношениях у супругов меж тем не всё гладко, был в прошлом разлад, но это не имеет ровным счётом никакого значения, поскольку, знаете ли, как-то не до того. Лишь редкими намёками нам в общих чертах обрисовывают, что он виноват и раскаивается, и это, видимо, его мотивации должно придавать дополнительный вес, как будто мотивации просто спасти родных от глобальной катастрофы недостаточно.
А катастрофа пребывает разом в двух состояниях: она и надвигается, и уже вовсю разворачивается. Так как комета, названная по фамилии великого фантаста Артура Кларка (но это не точно), удовольствие от уничтожения цивилизации предпочитает растянуть. То бабахнет очередным обломком где-нибудь поблизости, Батлера ударной волной швырнув, а то прямо на головы кучно дождичком из огненных булыжников прольётся. Но скоро, через пару дней буквально, обещает долбануть уж в полную силу, и тогда всем, кто не спрятался, неминуемый каюк. Короче, шарит комета в драматургии, даром что астрономический объект: и цейтнот героям устраивает, и препятствия на пути к цели чинит.
Помимо тёмных космических сил добраться до заветной Гренландии мешают обстоятельства и разного рода психопаты. Обстоятельства семью разделяют - в частности, на ковчег для избранных представителей человечества не хотят пускать ребёнка-диабетика - и вследствие этого приходится им немножко поучаствовать в одиночных приключениях. А вокруг же паника, беспорядки, грабежи. В принципе, обычные американские будни, но всё-таки. И, как водится, в силу приближающегося апокалипсиса граждане звереют. Что выливается в пару стычек с особо озверевшими. Таковых, правда, ничтожное меньшинство - все прочие встречные показывают себя исключительно с лучших сторон, отзывчивыми благожелательными молодцами, всячески содействуя. Ведь чем меньше трудностей, тем интереснее.
На грандиозные виды массовых разрушений, взрывы и прочие спецэффекты - уровня хотя бы «Геошторма» с тем же Батлером или «Падения ангела» с тем же Батлером и того же Рика Романа Во, который «Гренландию» поставил, - явно не хватило бюджета (несколько статичных планов лежащих в руинах городов не в счёт). Иными словами, того, для чего вообще нужны фильмы-катастрофы, наблюдается катастрофический дефицит. А чтобы достойно обойтись без всего этого, требуется незаурядная изобретательность, но и с ней тоже печально.
Попытки замаскировать бедноту и отсутствие фантазии повышенной сентиментальностью, гримасами Морены Баккарин и Джерарда Батлера, а также присутствием таких колоритных артистов, как Скотт Гленн (мускулистый старик из «Оставленных») и Холт МакКэллани, скорее удручают, чем решают какие-то задачи. Единственная, пожалуй, боеспособная сцена, по-хорошему суматошно и масштабно срежиссированная, случается ещё в первой трети фильма, даруя напрасную надежду. Увы, ничего соизмеримого дальше не произойдёт.
И, кстати, никак нельзя обойти вниманием один животрепещущий вопрос: почему именно Гренландия? Почему нельзя было обустроить секретное убежище где-нибудь поближе к областям, откуда планируется эвакуация, а не создавать кучу логистических проблем? Конкретного ответа нет, но известно, что основной удар должен прийтись отнюдь не на Америку, а на Европу. Кроме того, в самом конце выясняется, что подобные секретные убежища есть также в Москве, Хельсинки, Рио и так далее - как минимум поблизости от мегаполисов, стало быть. Из чего определённо напрашивается какой-то вывод. Но вы уж сами его додумайте…(Алексей Литовченко)
РЕЗЮМЕ: «Гренландия» буквально соткана из штампов. Ни один сюжетный поворот не удивляет. Но удивляет то, что все эти повороты стоят в совершенно правильных местах. И вместо эффекта раздражения срабатывает магия узнавания. А это значит, что мы подключаемся к героям и так или иначе, но переживаем за них. «Гренландия» оказывается не героическим фильмом-катастрофой, а вполне себе камерной семейной драмой с элементами роуд-муви. Схема кондовая, но работает безошибочно...
подготовил Николай Лежнев

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *