Рецензия на фильм «Без образ» (фильм «Без обид» film No Hard Feelings) (4423)

Дженнифер Лоуренс: от «Голодных игр» до обнаженки…

Сценарист «Очень плохой училки» Джин Ступницки в своем режиссерском дебюте, фильме «Хороші хлопці» использовал интересный приём. В стандартной пубертатно-подростковой комедии он всего лишь уменьшил возраст героев лет на пять, что привело к бомбическому эффекту. В картине «Без образ» режиссер повторяться не стал, но один из ведущих персонажей - 19-летний интеллектуал, в вопросах секса осведомлен практически как 13-летний. И то - лишь в теории. В главных ролях - Дженнифер Лоуренс, Эндрю Барт Фельдман, Мэттью Бродерик, Лаура Бенанти, Эбон Мосс-Бакрак, Натали Моралес, Скотт Макартур, Даниэлия Максимиллиан, Кайл Муни, Хасан Минхадж. Хронометраж - 01:45. Премьера (мир) - 23.06.2023. Премьера (Украина) - 22.06.2023 (B&H film distribution). Оценка www.kino-nik.com 6/10

О ЧЕМ КИНО: после конфискации авто водитель Uber Мэдди Баркер (Дженнифер Лоуренс) решает во что бы то ни стало найти работу, чтобы не потерять еще и дом. Среди огромного списка вакансий она находит довольно необычное предложение: состоятельные родители застенчивого подростка предлагают Мэдди встречаться с их сыном, чтобы помочь ему потерять девственность, а в виде оплаты обещают ей новенький «Бьюик». Однако найти общий язык с парнем оказывается не так просто. 19-летний Перси Беккер (Эндрю Барт Фельдман) работает волонтером в приюте для собак и, поскольку про Мэдди родители ему ничего не сказали, он о-очень удивлен, что на него обратила внимание 32-летняя красотка…   
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: Мэдди, героиня Дженнифер Лоуренс, в своей жизни уже многое успела испытать - мама умерла, богатый папаша знать ее не хочет и помощи ждать неоткуда. Но умение выживать у нее в крови - она работает не только барменшей, но и водителем Uber (кстати, судя по высказываниям американцев, таксовать сейчас выгодно - за 10-часовой рабочий день можно заработать 500-600$). Когда Лэрд (Мэттью Бродерик) и Эллисон (Лаура Бенанти) предлагают ей непыльную работенку, Мэдди долго не думает.  Пожалуй, любая девчонка без комплексов не отказалась бы менять наряды каждый день, чтобы охмурить молодого, совсем не уродливого парня, да еще получить за это приличную оплату.   
19-летний Перси (Эндрю Барт Фельдман), возможно, прочитал много книг, но его социализация находится на столь низком уровне, что порой он выглядит дурачком. Его отец в возрасте Перси тоже не был ловеласом, но когда старшие товарищи помогли ему и подсказали  - что и куда, он буквально расцвел. Лэрд уверен что небольшая помощь со стороны Мэдди точно так же поможет и его сыну. Но Перси, отпрыск богатых родителей, принадлежит к поколению Z, учился в школе с такими же как он сам и защищен от жизни дистанцией сословных различий. Представители поколения Z - легкая мишень для людей чуть старше, обладающих каким-никаким опытом общения. И Google в жизненных ситуациях помогает не всегда.   
Пожалуй, в любой картине можно найти какой-никакой философский месседж, но фильм «Без образ» без особого стеснения использует клише из комедий 1980-х о ботанах, теряющих девственность. Судя по тому, что Дженнифер Лоуренс в одной из сцен снялась полностью обнаженной, она хотела бы отбросить свой образ «престижной актрисы». До нее некоторые мэйнстримные звезды (Марго Робби, Николь Кидман, Дженнифер Гарнер) в «творческом» поиске смывали с себя макияж, становились оборванными и чумазыми. Но, что еще хуже, примеряли на себя образы, которые более пристали мужчинам. Дженнифер Лоуренс по этому пути не пошла! За что ей, как со-продюсеру фильма, большое спасибо!
ДРУГОЕ МНЕНИЕ:  «Без обид» принадлежит к исчезающему виду - голливудский молодежный ромком о сексе. Когда-то «Американский пирог» снял все табу — казалось, навсегда, — и значительные режиссеры (достаточно назвать Джадда Апатоу и лауреата «Золотого льва» Тодда Филлипса) начинали свои карьеры с фильмов в этом сверхпопулярном жанре. Потом наступила пора самоповторов и все более жалких попыток удивить и возмутить зрителя. Наконец, новые этические стандарты убили жанр. «Без обид» тоже отчасти стал их жертвой: критики уже успели обвинить фильм в некорректности и эксплуатации низменных инстинктов публики.
Уроженец Киева, сценарист «Офиса» и «Очень плохой училки» Джин Ступницки вряд ли возродит секс-комедию, но его новый фильм — великолепная эпитафия жанру. Подзабытые кинематографом стыд и возбуждение и, как следствие, истерический смех над часто несмешными шутками, накроют зрителя «Без обид» не раз и не два. А выдающаяся — и, как показывает фильм, бесстрашная — актриса Дженнифер Лоуренс выведет комедию Ступницки за рамки типового голливудского развлечения. При этом картина выдержана в лучших традициях. Центральный нерв классической секс-комедии — соединение сугубо подросткового повышенного интереса к телесности (не только эротической) с ситуацией, когда герой переживает свой первый сексуальный опыт, — составляет основу «Без обид».Главная героиня - 32-летняя, как и сама Дженнифер Лоуренс, Мэдди, живущая в родном Монтоке, идеально подходящем для богачей и курортников, но малопригодном для таких, как она. Мэдди работает водителем Uber, у нее даже есть собственный дом, завещанный матерью, но вот заработков не хватает на уплату налогов, и за долги у нее забирают рабочий инструмент — автомобиль. Единственные друзья — беременная барменша и ее нелепый муж-серфер — помочь ничем не могут.
Внезапно девушка натыкается на спасительное объявление: обеспеченная пара готова отдать хороший «Бьюик» доброволице, которая поможет лишить девственности их 19-летнего сына. Перси (первая большая роль талантливого Эндрю Барта Фельдмана) — умница и вот-вот уедет учиться в Принстон, но личной жизни и друзей у него нет. Родители закономерно волнуются: такому среди современных студентов не выжить. Мэдди спешит на помощь — само собой, не бескорыстно.
Затем следует череда умеренно смешных и чрезвычайно неловких ситуаций. Первая, якобы случайная и предельно наигранная встреча Мэдди с Перси (разумеется, о замысле родителей юноша не подозревает) происходит в приюте для бездомных собак, где тот волонтерит. Когда незнакомка в обтягивающем розовом платье увозит его в неизвестном направлении, он обезвреживает ее при помощи баллончика со слезоточивым газом. «Нет значит нет» не только для девушек. Но Мэдди не из тех, кто легко сдается.
Не стоит удивляться тому, что за непристойностями скрывается — и не очень-то прячется — необходимая для голливудской комедии об отношениях сентиментальность. Постепенно выясняется, что не так уж просты и он, и она. У каждого есть веские причины быть одиноким и бояться решающего шага: для Перси это сближение с кем-либо, кроме контролирующих каждый его шаг родителей, для Мэдди - продажа дома и попытка начать новую жизнь где-то в других краях.
По жанру «Без обид» - двойной роман воспитания с довольно-таки тщательно соблюдаемым гендерным паритетом, несмотря на завязку. Если что и удивляет, то исключительно выдержанность баланса между комическим и драматическим, в существование которого невозможно поверить после просмотра легкомысленного трейлера или фарсовой завязки.
Притом у Ступницки вышла не только эмоциональная, но и неглупая картина о разнице поколений. Мэдди принадлежит к тем, кто еще рос на «Американском пироге» и «Мальчишнике в Вегасе», дух сексуальной свободы и женской независимости дает ей импульс для каждого, даже отчаянного, шага. А Перси, при всей зажатости, типичный представитель зумеров, какими их видит режиссер: на вечеринке хорошее селфи становится важнее количества выпитого, и за закрытой дверью спальни мальчики с девочками не обнимаются, а залипают в смартфоны — каждый в свой.

Именно разочарованность и несостоятельность первых породили эскапизм вторых, выразительным символом которого служит плюшевый ярко-красный лобстер — с ним, а не с девушками до сих пор спит Перси. И все же между двумя поколениями молодых диалог еще, может, и возникнет. А вот у бодрящихся родителей-бумеров (забавный выход Мэттью Бродерика и Лауры Бенанти) шансов понять детей вовсе никаких, с их-то консьюмеристскими ценностями и скучным благополучием. Конечно, на секс-комедии ходят все-таки не только за уроками любви, доброты и взаимопонимания, и вовсе не за общечеловеческими мудростями и социальными диагнозами. Скажем о главном: «Без обид» включает одну предельно откровенную сцену, с полным и подробным обнажением главной героини. Вероятно, многие пойдут в кино именно за этим. Будет очень смешно и неловко, но этот выход Лоуренс точно запомнится. Как бы ни трансформировались голливудские жанры, некоторые константы незыблемы….

Николай Лежнев

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *