Рецензия на фильм «Власть пса» (film The Power of the Dog)

Новый Камбербэтч: он купается голышом и обмазывается грязью…

На Венецианском кинофестивале представили фильм «Власть пса», который считается одним из главных претендентов на «Золотого льва». Картину с участием Бенедикта Камбербэтча и Кирстен Данст об Америке прошлого века сняла режиссер Джейн Кэмпион - первая женщина - лауреат каннской «Золотой пальмовой ветви». Такого Камбербэтча вы еще не видели, считает кинокритик. В главных ролях - Томасин МакКензи, Бенедикт Камбербэтч, Джесси Племонс, Кирстен Данст, Кит Кэрредин, Фрэнсис Конрой, Адам Бич, Коди Смит-Макфи, Шон Кинэн, Элис Мэй Коннолли. Хронометраж - 02:05. Премьера (мир) - 01.09.2021 (Венецианский кинофестиваль). Цифровой релиз - 01.12.2021 (Netflix). Оценка www.kino-nik.com 6/10


О ЧЕМ КИНО: зажиточным ранчо где-то в глубине штата Монтана управляют двое братьев Бёрбанк: настоящий прирожденный ковбой Фил (Бенедикт Камбербэтч), мастерски объезжающий лошадей и не слишком-то дружелюбно настроенный по отношению к окружающим, и куда более покладистый, пухлый и желающий зарекомендовать себя в светском обществе Джордж (Джесси Племонс). Они узнают, что неподалеку произошла ужасная трагедия - женщина по имени Роуз (Кирстен Данст) внезапно овдовела вследствие того, что ее муж покончил с собой, причем у нее на руках остался ребенок, правда, уже не грудной, а быстро растущий, считай, тинейджер Пит (Коди Смит-Макфи). Пока Фил потешается над чужой драмой, Джордж едет к Роуз и… женится на ней, перевезя ее с отпрыском к себе домой, где их общество сразу же в штыки воспринимает нерадивый, прости господи, деверь. Впрочем, у злобствующего деверя есть свои причины для того, чтобы не доверять людям, которые планируют увести из-под его опеки и из созависимости последнего близкого ему человека… ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: повезло, конечно, новозеландке Джейн Кэмпион с тем, как она трепетно видит мир - со всей его жестокостью, но и нежностью, любовью, а также со всеми зачастую неприятными подробностями завихрений человеческих душ. Можно было бы ее, конечно, обвинить в излишней незамутненности и романтичности, но не получается. Даже ее «Пианино» с Харви Кейтелем и Холли Хантер, по сути, мелодрама про красивых людей, когда-то прогремевшая на весь мир, была не только и не столько о любви, а, скорее, об искусстве, что спасет мир, прорастая даже через плотно натоптанную грязь под ногами. «Власть пса» в данном смысле и вовсе шаг вперед для этой чудесной седой постановщицы, тяготеющей к историческому кино, которая, конечно, любит рядить всех своих персонажей в старомодные костюмы, но за этим процессом не забывает о том, что за кино она снимает и о чем. Причем понятно, что кино не должно на самом деле иметь какого-то практического вербализуемого смысла - это не игра в угадайку, не загадка и не шарада. Но все же как-то сподручнее, когда фильм, к примеру, рассказывает историю, а не просто долго формулирует что-то чувственное - а с этим у Кэмпион никогда не было проблем.В двух часах «Власти пса» уложились многочисленные приметы времени начала XX века в Америке. Впрочем, сегодня это все не смотрится анахронично, а, скорее, как важный урок из прошлого, не менее актуальный в настоящем. В конце концов, не решились к текущему моменту никакие классовые проблемы, неистребимо тотальное взаимное непонимание, ксенофобия и гомофобия - и примерно обо всем этом картина. Правда, все такие вопросы, которые уже давно стали общими местами в фестивальном кино, Кэмпион в своей экранизации одноименного романа Томаса Сэвиджа рассматривает с совершенно неожиданного ракурса. Ах да, это вестерн со всеми привычными сюжетными обстоятельствами времени и места, но не совсем похожий на те, что мы видели раньше. На самом деле это не история о злодее и исчадии ада, уроде, без которого в семье, как известно, не бывает - все вовсе не так прямолинейно, и каждый из вроде бы благовоспитанных членов этой новообразованной перверсивной ячейки общества покажет по сюжету свою отрицательную сторону. Хотя лишь один из них гордится своей приверженностью земле, грязной работе - в общем, собственной маскулинности, за которой Фил (Бенедикт Камбербэтч), конечно, прячет ранимую индивидуальность. В своем бесконечном изнурительном ковбойстве герой Камбербэтча видит служение кумиру своей юности, некоему легендарному учителю, которого мы в кадре не увидим, но о котором еще немало услышим, и с ним одного из Бёрбанков связывало что-то большее, чем просто процесс передачи знаний - жаль, что к моменту начала сюжета тот ковбой-сенсей уже ушел из жизни. Немудрено, что теперь Фил воспринимает компанию Роуз в штыки - тем более что она и сама не так уж идеальна, как себе пытается доказать Джордж (Джесси Племонс) в своем стремлении поскорее остепениться и онормалиться в своих же глазах - обзавестись не только деньгами, но и женой, детьми и социальным положением вкупе с признанием.Роуз (Кирстен Данст, пройдя через мясорубку «Человека-паука», сильно изменилась и ближе к 40-летию стала играть бедовых женщин себе на уме — эти ее новые образы чем-то похожи на то, что она сыграла у Триера в «Меланхолии») тоже пьет - ее муж не просто так наложил на себя руки, у них было это явно в порядке вещей. Что сказалось и на Пите  (Коди Смит-Макфи). Этот паренек, с виду субтильный и хрупкий (местные мужики обзывают его всякими гомофобными словечками), хочет стать врачом, для чего однажды ловит в полях умильного кролика, а затем расчленяет его у себя в комнате - исключительно потому, что ему нужна хирургическая практика. Впрочем, это не воспринимается как зверство - времена тогда были другие, куда более кровожадные. Но свою хитроумную природу этот вроде бы самый незначительный из персонажей еще проявит, когда вотрется в доверие к Филу и узнает его сокровенную тайну. Обратите внимание, как глубоко в психологическом плане нюансирована эта вроде бы казавшаяся немудреной история из времен финального покорения фронтира, зоны освоения Дикого Запада. Всего четыре персонажа (еще где-то на периферии мелькает героиня Томасин МакКензи, но она реально почти незаметна - хотя, казалось бы, лицо уже медийное, в «Кролике ДжоДжо» снималась) - а сколько между ними сложнейших перипетий. И эти их коллизии еще, разумеется, выходят на новый уровень - духовный. По сути, внутри одного отдаленного ранчо идет борьба между городом и деревней, между человеческой природой и звериной. Фил благодаря тому, как его играет Камбербэтч, который совершенно себя и свой устоявшийся образ не жалеет (к примеру, в одной из сцен беззастенчиво купается голышом и обмазывает себя грязью со дна реки), выглядит как идеальное в физическом плане создание, которое умеет жить не разумом, а инстинктами, натренированными до мелочей. Тем временем все остальные пытаются перейти уже окончательно в XX век - век технологизации, гуманизации и так далее. Получается, налицо противостояние между прошлым и будущим, но прошлое уже не кажется таким пещерным, а будущее - безоблачным, особенно если смотреть это кино в 2021 году, когда его и показывают. (Егор Беликов)РЕЗЮМЕ: в этот момент «Власть пса» и выходит наконец на новый уровень, это настоящий неовестерн, соответствующий каждой из двух половин названия этого квазижанра: в нем все предельно достоверно с точки зрения исторической перспективы, и это вдруг история не о скачках по прерии, а больше о вневременных вопросах бытия, о том, как жить и не умереть внезапно однажды нелюбимым и ненавидимым в мире других людей.

  подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *