Фильм «13 годин: таємні воїни Бенгазі» («13 часов: Тайные солдаты Бенгази» 13 Hours: The Secret Soldiers of Benghazi): Малобюджетное кино от создателя «Трансформеров»… (1236)

Сравниительно недорогой, всего 50 млн.$ фильм от Майкла Бэя, снят по реальным событиям, произошедшим в 2012 году. Главные роли в почти 4-часовой картине исполнили Джеймс Бэдж Дэйл, Тоби Стивенс, Джон Красински. Мировая премьера фильма состоялась 12 января, в Украине с 28 января картину представила B&H Film Distribution Company, релиз DVD запланирован 12 июля 2016 года. Оценка www.kino-nik.ru 6/10

5656

О ЧЕМ КИНО: 2012 год. Бенгази, Ливия. Группа террористов решает «отпраздновать» события 11 сентября нападением на американское посольство. Шестерке бойцов из элитного спецотряда приказано вмешаться только в крайнем случае. Но когда под угрозой десятки жизней, долг и совесть берут верх над субординацией. И мужественные солдаты без колебаний вступают в бой с яростной группировкой боевиков. Бой, который для всех шестерых, скорее всего, станет последним.989889
РЕЦЕНЗИЯ: «13 часов: Тайные солдаты Бенгази»: Один день из жизни солдата.
Постановщик, внесший значительный вклад в расширение кинематографического понятия «масштабность», во второй раз за карьеру обращается к рассмотрению исторических событий. Ранее Майкл Бэй предлагал ознакомиться с некоторыми фактами атаки на Перл Харбор, теперь же внимание режиссера обращено на начало 21-го века, когда ливийский диктатор Муаммар Каддафи свержен, но нравы его подданных еще нуждаются в коррекции сообразно нормам цивилизованности и права.
Трехчасовая эпопея разворачивается в пределах нескольких сентябрьских дней, когда в штаб ЦРУ в Бенгази для охраны сотрудников, работающих «на земле» — с местными активистами (гражданами, настроенными на построение демократической Ливии), прибывает агент Джек Силва. «13 часов» исследует скудный быт брутальных мужчин (все как на подбор красавцы — Тоби Стивенс, Джеймс Дэйл, Джон Красински), следящих за безопасностью более изнеженных коллег, состоящий из непереносимой жары и не менее невыносимой неопределенности, когда распорядок дня на доске информации меняется буквально каждый час, а предположение о том, что исламистов можно «перевоспитать» не доказано.677
Автор сценария Чак Хоган, написавший превосходный криминальный роман «Принц воров», использует в данном фильме те же, полюбившиеся библиофилам приемы, состоящие в максимальном сопереживании герою, внимании к деталям, позволяющим затрагивать метафизическое пространство, и уходе от декларати-вности. Хоган, опираясь на документальное исследование профессора журналистики Майкла Закоффа, содержащее подробное описание развернувшейся в Бенгази бойни, атаки, принятой на себя десятком агентов, и абсолютной неподготовленности к ней команды управленцев, воссоздает на экране характеры, не вызывающие сомнений в своей реальности, а также, что более важно, переводит «13 часов» из разряда военных блокбастеров в полноценную драму, и задается вопросами из области политической философии.56564-7Первые 40 минут картина репрезентирует героев, при этом, учитывая кто выступает режиссером, бронебойный экшн начинается буквально со второй сцены, а непосредственно «Battle of Benghazi» развернется спустя полтора часа. «13 часов» — это квинтэссенция остросюжетного фильма, только экшн-зарисовки и каждая имеет завязку, развитие и кульминацию. К финалу Майкл Бэй, будто беря пример с композитора Людвига Бетховена, развивает действие крещендо, не воспевая ужас битвы, но, не отрицая ее величие, воплощенное в смелости обреченных героев.
Все происходящее на экране есть результат натурных съемок, практически без использования chroma key, что с учетом большого количества панорамных видов — горящие деревья, взорванное посольство, территорией и интерьерами более походящее на поместье, виды ночного города и пр. заставит сказать «wow!» практически любого скептика и циника. Бэй то имитирует технику съемки одним планом, то обращается к ракурсу от первого лица, но большей частью выбирает между крановой съемкой и крупными планами, что как нельзя лучше удовлетворяет стратегии Чака Хогана, заинтересованного и в судьбах героев, и мира, которого одна из сторон упорно не желает, угрожая миротворцам автоматами и взрыв-поясами.
4-104-8В ходе потрясшей общественность, открытой и наглой атаки на дипломатическую миссию США был убит посол Дж. Кристофер Стивенс, служащий Шон Смит и два агента, личности коих остаются засекреченными. Но, бесхитростный нарратив, пусть и высшего качества, каким был, к примеру, сходный по тематике и жанру «Уцелевший» с Марком Уолбергом, это не вариант для талантливого Чака Хогана. «13 часов» неожиданно для ниши массового патриотичного кино, обходится без патоки, елея и некоторой фальши, призванной удалить любые идейные шероховатости и сомнения.
Сценарист умело проводит экспозицию не событий одиннадцатой годовщины трагедии 9/11, а драмы, состоящей в принципиальной несовместимости мира варваров и мира культуры. Какими бы чистыми ни были помыслы граждан США, отправившихся в Ливию ради прекращения тирании (с последующим самоустранением из жизни ливийцев и при использовании тактики максимально возможного невмешательства), они всегда будут для аборигенов не более чем «врагами» и отличными мишенями для отработки точности стрельбы незаконно распространяемого оружия.6565656
Дихотомию «дикарь-цивилизованный человек» кинокартина изучает не только в приведенном выше условном кросс-культурном ключе, но и обращается к проблеме обезличивания, использования человека как боевой единицы. У Бэя государс-твенный звездно-полосатый флаг, узор столь любимый Стивом Роджэрсом, не реет, символизируя торжество, а обугленный будет мокнуть в грязной воде, намекая и на безразличие чиновников из высоких кабинетов к безопасности конкретного солдата (что, в общем-то, и спровоцировало тот 13-ти часовой ад, который предстоит увидеть зрителю) и тщетность высоких помыслов и благородных натур изменить что-то в поведении тех, чьи дети с малых лет берут в руки автомат или используют, за неимением первого, булыжники. 67878
«13 часов» грамотно проводит процедуру абстрагирования от чаяний конкретного индивида, выходя на уровень философских обобщений — в чем целесообразность пребывания на другом конце света в борьбе за призрачное и маловероятное демократическое будущее отсталой страны, население коей пугающе напоминает варваров? На этот вопрос ни режиссер, ни сценарист не дают прямого ответа, предпочитая обратиться к судьбам конкретных людей, сражавшихся и павших. Следует отметить, что опасаясь нападок со стороны любителей мультикультурализма, Чак Хоган формально вводит в сюжет положительного героя из местных обитателей, но это сделано нарочито топорно и неубедительно, что в сумме дает явную язвительность и издевку со стороны автора. Майкл Бэй в бескомпромиссности не уступает сценаристу и не показывает себя ни приверженцем happy end’a, ни адептом снисходительного отношения к зрителю.
В «13 часах» Бэю и Хогану, помимо прочего, удается создать не просто эффект присутствия, вызывающий нервное напряжение, заставляющий прижаться к спинке кресла, но и, как бы парадоксально это не звучало — чувство неопределенности грядущего финала. За фасадом вроде бы заурядной военной драмы, скрывается философия, одинаково успешно приводящая в бешенство и невежественных сумасшедших сторонников несуществующей геополитики, и модных социалистов-мультикультуралистов. 767676
Что если дикость некоторых народов неискоренима? Возможно, не стоит вмешиваться в их жалкий миропорядок, а лучше озаботиться сохранением собственных достижений, не пытаясь помочь, получая в ответ проклятия и атаки, подобные случившейся в Бенгази. «13 часов» воспевает стойких и смелых мужчин, но не разделяет взгляды идеалистов. Быть благородным необходимо, но среди песков и мучительной жары, в странах, где мужчины носят не брюки, а балахоны, у красавца с алебастровой кожей, светлыми волосами и зелеными глазами есть только одно возможное будущее — реализация права умереть. И это сомнительное право, выдуманное леваками-идеалистами, выступающими за иллюзорное равенство и благоденствие всех народов, за которое почему-то обязан бороться только условный Джон Сильва, при активном противодействии «несчастных» дикарей. Работа Бэя и Хогана доходчиво напоминает всем о том, что у Джона и его товарищей по венам течет отнюдь не вода, да и функции «сохранения» в этой игре для них не предусмотрено.                                                                          Савкина Евгения 2 Евгения Савкина
Коля в синем подготовил Николай Лежнев

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *