Скончался один из корифеев Харьковского телевидения режиссер Дмитрий Головачев

Как сообщил Портал "Главное", после продолжительной болезни скончался известный харьковский телевизионный режиссер Дмитрий Яковлевич Головачев.

Дмитрий Яковлевич Головачев - кино- и телережиссер, продюсер, медиаэксперт, исследователь экранных искусств, основатель факультета кино- и телеискусства в Харькове. Старший преподаватель кафедры медиакоммуникаций Харьковского национального университета им. Каразина. С 1974 по 1989 гг. работал на Харьковской студии телевидения (телеканал ОТБ, ныне - филиал Национальной телекомпании Украины «Харьковская региональная дирекция»), где прошел путь от ассистента режиссера до главного режиссера студии.
Режиссер-постановщик более 10 игровых художественных видеофильмов, транслируемых на украинском телевидении, и более 40 телевизионных версий спектаклей театров Харькова, Киева, Москвы, Минска.
Основатель (1993) и директор (1998) Независимой Телерадиокомпании «Ника-Видео».
Режиссер цикла программ «Весь Харьков - Золотые страницы», «Открытое общество», «Лики времени» и др.
Член Национального союза театральных деятелей Украины.
Лауреат творческой муниципальной премии в номинации «Лучшая режиссерская работа года» за цикл программ «Театральный салон» на телеканале ОТБ.
Много лет Дмитрий Яковлевич Головачев посвятил работе со студентами на факультете кино-, телеискусства Харьковской государственной академии культуры и на кафедре медиакоммуникаций Харьковского национального университета им.Каразина. Основные направления научной деятельности: режиссура экранных искусств, исследования теле- и киноискусства, теоретические и практические аспекты интернет-телевидения.
Одно из последних интервью Дмитрия Яковлевича Головачева харьковской прессе:
Вы родились в семье военного. Что же повлияло на выбор такой мирной профессии?
Никогда не мечтал о творческой профессии. И вот как-то шел в Харькове по Сумской. Возле Зеркальной струи ко мне подошли два молодых человека (впоследствии выяснилось, что они студенты театрального института) и уговорили меня принять участие в отрывке, который готовили для показа на экзамене по актерскому мастерству — что-то у них произошло с исполнителем небольшой роли. Таким образом я попал в аудиторию, где проводились репетиции, а затем и на сцену. Что-то неожиданно «щелкнуло» внутри меня. Понравилось выходить к зрителям. До окончания школы оставался еще год, и я стал искать самодеятельный театр. В то время жил с родителями на Холодной Горе, рядом работал народный театр гарнизонного Дома офицеров. Репетиции там проходили скучно, много разговаривали на непонятные мне темы, и я подался в другой драматический коллектив — при ДК железнодорожников. Здесь обстановка мало отличалась от предыдущей, но непреодолимое желание учиться в театральном институте заставляло меня год посещать занятия этой студии.
Поступал в театральный на курс народного артиста Украины Якова Азимова. И не прошел. С горя подал документы в Харьковский авиационный институт на факультет космической радиосвязи. А желание стать артистом во мне разгоралось. Не помогало и участие в студенческом театре, которым руководил народный артист Украины Евгений Лысенко. С ним часто возвращались с репетиций пешком, и он рассказывал о том, как учился в школе-студии МХАТ, как организовывался Московский театр «Современник», совершенно не чувствуя, что его рассказы распаляют мое юношеское воображение и желание стать настоящим артистом. С третьего курса я покинул ХАИ, поставив целью учиться только в институте искусств. Когда объявил родителям, что забрал документы и готов познакомить их со своей будущей женой, разразился скандал, да такой, что я был вынужден уйти из дома и жить у приятеля. В конце концов родители дали разрешение на брак с условием: если я поступлю в институт искусств.
 Как произошла встреча с легендарным режиссером Феоктистом Иосифовичем Александриным, поставившим много интересных спектаклей на разных сценах бывшего СССР и как раз в ту пору возродившим Харьковский театр юного зрителя?
До поступления в театральный я играл в драматической студии при ДК строителей, которой руководил Феоктист Иосифович. Именно он стал моим первым творческим наставником, повлиявшим на выбор будущей профессии. От него я услышал: «Дима, у тебя не актерская природа мышления, я бы советовал тебе присматриваться к режиссерской профессии». В тот год он должен был набирать новый курс в институте, и я стал готовиться к вступительным экзаменам, но весной Феоктист Иосифович ушел из жизни, и моя мечта учиться режиссуре именно у этого мастера осталась неосуществимой… Все же я подал документы в приемную комиссию, выдержал экзамены и спустя время получил диплом из рук выдающегося украинского режиссера и педагога Александра Брониславовича Скибневского. После того как в Ровно поставил свой дипломный спектакль «Мой бедный Марат» и возвратился в Харьков, сразу получил повестку из военкомата.
Но на весенний призыв не попали…
А до осеннего призыва оставалось несколько месяцев, и главный режиссер Харьковской телестудии Иван Даниленко предложил поработать в редакциях новостей, пропаганды, промышленной и сельхозредакции, а уже потом сказал, что допустит меня и до литературно-драматического подразделения. Студия мне подарила встречу с замечательным мастером своего дела, режиссером редакции детских передач Валентиной Осипянц. С ней сделал несколько программ, но, к сожалению, длилось это недолго.
Где служили, Дмитрий Яковлевич?
Во внутренних войсках Ленинградского военного округа, охранял «Эрмитаж». Позже меня привлек к работе на Ленинградской телестудии бывший харьковчанин, а к тому времени один из лучших операторов Советского Союза Павел Засядько.
После армии вернулся на Харьковское телевидение ассистентом режиссера литературно-драматической редакции, руководимой Зоей Катковой. Работы было предостаточно, но меня тянуло к постановочному телевидению — сказывалась учеба на отделении режиссуры драматического театра. Однажды главный редактор художественного вещания Валентина Петрова предложила мне сделать полнометражный телевизионный видеофильм. Мы совместно создали сценарий, в основу которого лег роман «По питерскому времени» нашего земляка Ивана Сказбуша, повествующий о нелегальной работе в Харькове и Петрограде большевика Матвея Муранова.
До этого на Харьковской телестудии игровое кино снимали?
Это был первый игровой фильм Харьковской студии телевидения. Работали при помощи передвижной телевизионной станции, заправленной дизельным топливом. Через антенну сигнал передавался на студию, а уже там его обрабатывали видеомагнитофоны. Сегодня такой процесс невозможно даже представить, а в те времена это казалось чем-то сверхъестественным.
Сложность заключалась в большом числе натурных съемок. Основные декорации вокзала и явочных квартир были выстроены на студии, а жанровые сцены снимали на Баварии в районе птичьего рынка. К массовым эпизодам привлекли артистов народного театра из Краснограда, которые органично создали атмосферу шумного базара. В съемках принимали участие самые популярные артисты харьковских театров Владимир Маляр, Михаил Тягниенко, Валерий Ивченко, Владимир Антонов и многие другие. На съемочной площадке работали две постановочные бригады операторов, художники, гримеры и бутафоры! Сейчас никто не поверит, что в то время в штате студии работали декорационный, бутафорский, гримерный и костюмерный цеха.
С той поры прошло более четырех десятилетий. Где хранятся ваши фильмы, ведь первый не оказался последним?
С 1976-го и до 1989-го года моя творческая жизнь была посвящена телевизионной режиссуре. Почти десять лет служил главным режиссером Харьковской государственной телерадиокомпании. К сожалению, многие интересные работы не сохранились в архивах нашего областного телевидения, но кое-что еще можно обнаружить в госхранах телецентров Киева и Москвы.
Почему оставили государственное телевидение?
В начале 1990-х художественное вещание на государственных телеканалах сократилось до минимума, усилился сегмент информационного вещания, постепенно вытеснивший практически все передачи по культуре и искусству. Предвидя проблемы, которые могут возникнуть с моей профессиональной деятельностью, принял приглашение Алексея Муратова, режиссера и сценариста научно-творческого центра «Авиафильм» Харьковского авиационного завода. Таким образом, несколько лет посвятил режиссуре документального кино. Время обучения в ХАИ пригодилось мне для работы над учебными и рекламными фильмами, а также рассказывающими о достижениях отечественных самолетостроителей. Через три года все бросил и вернулся к профессиональным истокам, учредив с Евгением Масловым, Владимиром Ревенко и Игорем Поддубным независимую вещательную телекомпанию «Ника-видео». В Харькове мы стали первым лицензированным муниципальным телевидением с программами «Я поведу тебя в музей» Валентины Мызгиной, «Театральный разъезд» Александра Анничева, «Трапеза» Виктора Утенина, выходили циклы передач о памятниках архитектуры и искусства.
Когда вы обратились к педагогической деятельности?
Примерно тогда же. В середине 1990-х в Харьковской академии культуры решили набрать курс режиссеров, репортеров, операторов телевидения, и я стал читать лекции по профильным дисциплинам. Популярность среди абитуриентов достигла такого размаха, что мне поручили создать кафедру театра, кино и телевидения, то есть подобрать профессиональные кадры преподавателей и пройти аккредитацию. Это забирало много времени, поэтому моя деятельность в «Ника-видео» постепенно угасала. Вскоре и сама телекомпания перестала существовать, уступив свое вещательное время каналу «Р1». Потеряв всякую надежду на практическую телережиссуру, с головой ушел в педагогику, но тут поступило неожиданное предложение генерального директора ОТБ Зураба Аласании стать режиссером «Театрального салона», который в скором времени занял позиции самой рейтинговой передачи на Харьковском областном телевидении. За режиссерскую концепцию «Театрального салона» я был удостоен муниципальной премии в номинации «Лучшая режиссерская работа 2006 года». Эту свою последнюю работу на государственном телевидении могу поставить себе в плюс. В 2010-м решил не возобновлять контракт на дальнейшее сотрудничество с академией культуры, а продолжил свою педагогическую деятельность на кафедре медиа-коммуникаций Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина. По сей день читаю там курс лекций по режиссуре экранных искусств.
Таких специалистов, как вы, остались считанные единицы не только в Харькове, а и в Украине. Телевидение сегодня превратилось в циклы передач «говорящих голов». Иными словами, оно перестало быть художественным. Появилось модное определение — онлайн-телевидение. Как к этому относиться: как к оригинальному направлению, своеобразному ноу-хау?
Все новое — хорошо забытое старое. Свою историю телевидение начинало с вещания в прямом эфире, когда не было возможности записывать сюжеты заранее. Какое же это ноу-хау? В мою бытность существовали и запись, и прямая трансляция, а за громоздкими телекамерами стояли операторы, которых часто приглашали делиться опытом в столичных телецентрах. За режиссерскими пультами работали настоящие мастера своего дела. К сожалению, сегодня практически все они ушли в мир иной.
Как и былая слава первой в Украине Харьковской телестудии?
А вот этой темы я касаться не стану…
(по материалам портала Главное)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *