Рецензия на фильм «Жанна Дюбарри» (film Jeanne du Barry) (4358)

Джонни Депп осваивает придворный этикет…

Джонни Депп в фильме актрисы и режиссерши Майвенн играет Людовика XV в декадентском дворе дореволюционного Версаля. Он мурлычет свои реплики по-французски, изображая короля как стареющего, медлительного денди - хотя Рип Торн был сексуальнее в той же роли в «Марии-Антуанетте» Софии Копполы. В главных ролях - Джонни Депп, Майвенн, Мельвиль Пупо, Пьер Ришар, Паскаль Греггори, Ноэми Львовски, Бенжамен Лаверн, Марианн Басле, Индия Хэйр, Давид Декрен. Хронометраж - 01:53. Бюджет - $22 400 000. Премьера - 16.05.2023 (Каннский кинофестиваль). Цифровой релиз - 25.09.2023 (Netflix). Оценка www.kino-nik.com 6/10

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: не хочется начинать с занудного кинокритического скрипа опись Каннского кинофестиваля 2023 года. К чему претензии, когда солнце ласково целует беззаботную публику Лазурного берега, а ветер бережет парадные укладки? Впереди почти две недели премьер (Скорсезе! Альмодовар! Гондри!), дорожек и награждений, а открыть врата буржуазного праздника выпал жребий Джонни Деппу. Милый сердцу артист стал героем спонтанного реалити-шоу о разводе и после череды увольнений под табличкой «отмена» вернулся туда, где и должен быть - в VIP-каюту кинематографического лайнера. Первыми «простили» Деппа испанцы и пригласили звезду на фестиваль в Сен-Себастьяне, одарив почетным призом. Но именно с Францией Джонни связывает особенно нежная любовь, сила которой не угасла и после развода (буквального и аллегорического): Dior подписали с Деппом баснословный контракт, а Тьерри Фремо (директор Каннского смотра) расстелил под ногами красную ковровую дорожку открытия. И вроде все сложилось идеально: все прощены, счастливы и смотрят кино. Всего одно «но»: «Жанна Дюбарри» -  костюмированный ромком, который выглядит как закат Европы, а не ренессанс карьеры.  
Кто вообще такая Жанна Дюбарри? За статусом представленной ко двору фаворитки Людовика XV скрывается довольно много историй, которые стоило бы рассказать. Туманное происхождение, несчастливое детство, юность куртизанки, брак с Гийомом Дюбарри и, наконец, покровительство короля Франции всем ветрам назло. Дюбарри (вроде бы только слегка) касалась интриг не только романтического толка, но и политического, провоцировала раздражение публики Версаля и вводила собственную моду на реверансы. Что же предлагает фильм режиссерши Майвенн? Шутки-прибаутки, кокетство и переглядки, которые однажды оборачиваются большой и сильной любовью заеденного королевскими ритуалами монарха (Джонни Депп) и дамы (Майвенн), которая обменяла стеснение на пару новых чулок.

Хочется сетовать не на собственные ожидания, а скорее на фон событий: релиз «Жанны Дюбарри» состоится на Netflix. Чтобы заполучить билет в большой зал Люмьер, фильм вышел в прокат во Франции, правда, на стриминге картина будет чувствовать себя явно уютнее, чем на фестивале. Где-то в папке: что смотреть, если вам понравились «Бриджертоны?». Но за грациозной нахальностью хита платформы фильм Майвенн едва ли сможет угнаться. После просмотра не находится ответа на вопрос, как исполнительница главной роли и режиссерка Майвенн хотела трактовать так приглянувшуюся ей противоречивую героиню? Феминистская икона? Жертва условностей и статусов? Женщина, которая любила? Дюбарри остается тенью и лишь время от времени платит пошлину презрения за эпатажные выходки. Чего она хочет, почему плачет или смеется -  загадка, которая маскирует сценарные дыры.
Контекст для Майвенн уходит на второй план и служит повествованию так же, как прогноз погоды, -  балом правят чувства монаршей особы и яркой дамы. Гротескно вычерченные придворные и семья короля (дочери Людовика - будто сводные сестры Золушки в интерпретации даже не Disney, а ромкома из нулевых) бросают косые взгляды, закатывают глаза и строят малоубедительные козни против фаворитки. На сатире версальских нравов, даже не очень вдумчивой, вполне можно выстроить путь к революции (многие герои картины положат головы на свидании с гильотиной), но Майвенн не пытается проиллюстрировать кризис монархии, а скорее потешается, чтобы потешаться (выходит не особенно остроумно), и изо всех сил сочувствует королю.  
И так мы добрались до главной точки разговора: Джонни Депп в роли Людовика XV. Метаизмерение фигуре Деппа придает скорее компрометирующее звучание, если выражаться деликатно, а если откровенно - испанский стыд. Пока придворные терзают короля глупостями, сам монарх терзается скукой, рутиной и назойливостью чужих советов. Депп бесконечно паясничает, балуется и игнорирует «гавканье» двора: бездонная душа короля выше мелочных разборок (и, судя по всему, управления государством). В отличие от Майвенн, из зрительского кресла сострадать Людовику XV совершенно не получается: Деппу негде развернуть свои актерские таланты, и в декорациях дворца артист выглядит самодовольным самодержцем, которого не волнуют ни восстания, ни войны, ни участь страны, а только выбор новой фаворитки, способной утопить печали в ласках. Впрочем, и эротического напряжения ожидать не стоит: эквилибристика интимной жизни остается за кадром, а, что еще плачевнее, губит фильм полное отсутствие притяжения и химии между Деппом и Майвенн (с внешностью, мягко говоря, на любителя), устроившей бал.   
Проще перечислить, чем «Жанна Дюбарри» не стала: переосмыслением биографии (в духе «Корсажа» Кройцер), альтернативным взглядом на эпоху, хулиганским фельетоном, визионерский драмой о запретной любви, эротическим триллером о придворных кознях или достойным возвращением Деппа на большие экраны. Странно и место фильма открытия: архаичное прошлое будто не провожают, а тоскливо уговаривают остаться хотя бы из соображений ностальгии. Попытка самоиронично посмеяться над элитарностью проваливается - аплодисментов в зале прессы «Жанна Дюбарри» практически не удостоилась. Закончить бы текст на какой-то емкой мысли, но выводов нет: король не голый, не одетый, не здравствует и не умирает, что есть король, что его нет…(Настасья Горбачевская). 
КАК ЭТО БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ: Жанна Бекю (1743 - 1793) - известная модистка, официальная фаворитка французского короля Людовика XV. В молодости была проституткой, модисткой и продавщицей, затем поселилась в доме графа Жана-Батиста Дюбарри. Людовик XV приблизил Жанну к себе, 1 сентября 1768 года устроив её брак с младшим братом графа Дюбарри, Гийомом, а в 1769 году представив ко Двору. Министр Шуазёль тщетно старался её низвергнуть и вызвал этим только своё собственное падение. Хотя она мало вмешивалась в правительственные дела, но способствовала возвышению герцога д’Эгильона и поддерживала его против парламента. После смерти Людовика XV она была арестована и заключена в монастырь. В апреле 1775 года графиня Дюбарри была освобождена. Оказавшись на свободе, она приобрела усадьбу в деревушке Сент-Врен, но чувствовала себя там одиноко. Для графини Дюбарри ювелир Боемер изготовил ценное ожерелье, после смерти Людовика XV попавшее в руки мошенников и ставшее причиной скандального дела. Дюбарри вызывала почти всеобщую народную ненависть и считалась одним из символов преступлений старого режима, хотя в действительности - как и большинство других людей, близких к королевскому дому и ставших жертвами революции - ни к каким одиозным политическим акциям причастна не была.  
В вину ей можно поставить только расточительство (впрочем, обычное для аристократии того времени). Во время революции мадам Дюбарри была предана суду и гильотинирована по обвинению в том, что якобы помогала эмигрантам и вступила в сношения с жирондистами. Умерла без обычных в то время твёрдости и стоицизма: ей приписывают восклицание, которое она повторила бесчисленное количество раз перед смертью: «Ещё минуточку, господин палач!»….

подготовил Николай Лежнев

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *