Рецензия на фильм «Вона сказала» (фильм «Ее правда» film She Said) (4040)

«Эта история звучит так хорошо, что я хочу купить права на экранизацию» (Харви Вайнштейн)…

Нужно ли женщине добиваться больших денег любой ценой? Или лучше стать таким профессионалом, без которого работодателю невозможно обойтись? А, может, смириться с уделом обычной женщины, а не кинозвезды? Кажется, в деле Харви Вайнштейна все было решено заранее - оно должно было стать показательным. Но, похоже, режиссершу из Германии Марию Шрадер, интересовал более широкий круг вопросов. Ее фильм стал процедуралом похлеще тех, которыми прославились американские кинематографисты. «Вона сказала» - это экранизация книги Джоди Кантор и Меган Туи, рассказывающей об их получившем Пулитцеровскую премию расследовании дела Харви Вайнштейна для New York Times. В главных ролях - Кэри Маллиган, Зои Казан, Саманта Мортон, Патриша Кларксон, Том Пелфри, Дженнифер Эль, Андре Брауэр, Адам Шапиро, Марен Лорд, Эль Грэм. Хронометраж - 02:15. Рейтинг R. Премьера - 13.10.2022 (NYFF Нью-Йоркский кинофестиваль). Премьера (мир) - 18.11.2022. Премьера (Украина) - 17.11.2022 (B&H film distribution). Оценка www.kino-nik.com 6,5/10

О ЧЕМ КИНО: журналистки New York Times Меган Туи (Кэри Маллиган) и Джоди Кантор (Зои Казан) убедили жертв сексуального насилия публично рассказать о нем. Несмотря на усилия Харви Вайнштейна, женщинам удалось предать его многочисленные преступления огласке…

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: в фильме 57-летней немки Марии Шрадер (автора блестящей ленты «Я твой человек») нет новых шокирующих откровений насчёт громкого дела продюсера Харви Вайнштейна, обвинённого голливудскими звездами-женщинами в сексуальном насилии. Более того, самого обвиняемого зрители даже не увидят, а только услышат. Перед Шрадер стояла сложная задача - сделать интересное кино, ведь большая часть действия происходит в стандартных кабинетах газеты New York Times. Но сила фильма в его медленном построении, сквозном монтаже и сценарии, уделяющем пристальное внимание каждой мелочи. К примеру, «Вона сказала» может быть своеобразным уроком для молодых журналистов, как делать «холодные звонки» и уважительно относиться к частной жизни.

Кэри Маллиган в роли Меган Туи и Зои Казан в роли Джоди Кантор, выдают блестящую актёрскую игру при поддержке Эшли Джадд, играющей саму себя, и Саманты Мортон в роли Зельды Перкинс - сотрудницы Вайнштейна, которая дала показания против него. Порадовало, что режиссёр предпочла следовать реальной истории. И не стала, как в стандартном кино про журналистов, излишне драматизировать их жизнь. У главных героинь все в порядке в семье и на работе. 

  Если же говорить не о фильме, а о поводе к его созданию…В США исков об изнасиловании со стороны знаменитых баскетболистов, футболистов и боксеров подается по десятку в год. В большинстве случаев сами эти дамочки знаменитостями не являются и почти всегда удаётся доказать, что занимались они сексом по согласию, а в суд подавали, чтобы срубить бабла. 

Но дело Вайнштейна вышло показательным. Честно говоря, процесс над продюсером напомнил суды 1937 года в СССР - тогда подследственных обвиняли в работе на самые экзотические разведки мира и возлагали на них ответственность за все. Так и Вайнштейну инкриминировались самые фантастические преступления - 107 изнасилованных женщин, среди которых большинство звёзд первого эшелона.
    Как часто бывает с проектами, снятыми на злобу дня, в них предлагается мнение только одной стороны и эта сторона по умолчанию считается непогрешимой и святой. Но история хранит и другие факты насчёт униженных и оскорбленных - например, в начале прошлого века суфражистки спалили стадион клуба «Чарльтон Атлетик», а «Чёрные пантеры» были теми ещё расистами, только наоборот. В конкретном деле Вайнштейна речь ведь не шла о прямом физическом насилии - у потерпевших был выбор между роскошной жизнью и таким нематериальным понятием как честь.
По идее, приговор суда должен был косвенно повлиять на качество кинопродукта - и на экранах появилось бы множество талантливых актрис и безупречных леди. Но, как говаривал Фридрих Энгельс: «Брак по расчёту часто обращается в самую грубую проституцию - иногда обеих сторон, а гораздо чаще жены, которая отличается от обычной куртизанки только тем, что отдает внаем свое тело не сдельно, как наемная работница, а раз и навсегда продает его в рабство». Даже поверхностного взгляда на выходные данные большинства фильмов достаточно, чтобы понять - путь к славе для многих талантливых актрис практически закрыт. Режиссеров намного меньше чем актрис, а ещё меньше режиссеров которые ничего никому не должны - например, жёнам или любовницам…

РЕЗЮМЕ: большинство зрителей, конечно же, знают чем завершилось дело Харви Вайнштейна - как-никак прошло уже пять лет. Поэтому режиссер не пошла простым путём и не стала, на потеху публику насыщать свой фильм полу-порнографическими сценами. Марии Шрадер удалось в мельчайших деталях показать, что наказать зло бывает совсем не просто, но сделать это можно и обязательно надо…

Николай Лежнев

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *