Рецензия на фильм «Треугольник печали» (film Triangle of Sadness) (3734)

«Треугольник…» от режиссера «Квадрата»…

Если бы этого фильма не существовало, его мог бы выдумать Мишель Уэльбек. Если бы его делали в прошлом, справился бы лишь Луис Бунюэль, чей «Ангел-истребитель» при просмотре вспомнится не раз. Из наших современников такое способен снять только саркастичный швед Рубен Эстлунд - самый молодой лауреат «Золотой пальмовой ветви» из нынешних каннских конкурсантов, уже награжденный за фильм «Квадрат» - едкую сатиру на мир современного искусства. «Треугольник печали» - еще одна обманчиво простая геометрическая фигура; фильм, который сегодня не просто актуален, а совершенно необходим. В главных ролях - Вуди Харрельсон, Харрис Дикинсон, Чарлби Дин Крик, Ханна Ольденбург, Оливер Форд Дейвис, Златко Бурич, Вики Берлин, Каролина Джиннинг, Ирис Бербен, Мальте Гордингер. Хронометраж - 02:30. Премьера - 21.05.2022 (Каннский кинофестиваль). Оценка www.kino-nik.com 6/10

 

О ЧЕМ КИНО: однажды на шикарной яхте встретились пара топ-моделей, русский олигарх с женой и любовницей, шведский IT-магнат, американский марксист и британские торговцы оружием. А потом корабль пошел ко дну - и выжившие оказались на необитаемом острове. Ловить рыбу и разводить костер умела лишь одна из них. На яхте она была «менеджером по туалетам», в просторечии уборщицей, но тут же неожиданно превратилась в капитана…

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: наверное, каждый вспомнит при просмотре о своем. Я не мог удержаться от мыслей о богачах, попавших под санкции и в растерянности соображающих, как же теперь самим мыть посуду и подметать пол. Русские персонажи, в момент катастрофы вдребезги пьяные и громогласно цитирующие Маркса с Лениным, выведены сочно и точно. Роль олигарха Дмитрия играет датско-хорватский артист Златко Бурич, мягко пародируя собственный образ из фильма-катастрофы «2012» (там его персонажа-миллиардера звали Юрий Карпов). «Я торгую дерьмом», - с нескрываемой гордостью заявляет он каждому встречному, а потом рассказывает запутанную биографию - как он, председатель крупного совхоза в 1980-х, после распада СССР стал магнатом. 

Но Эстлунд не пощадил никого, не только русских. Скандинав, безуспешно кадрящий чужих дам и пытающийся купить их «Ролексом», признается, что разбогател на «кодах для мобильных приложений» (что именно это значит, вокруг не понимает никто). Респектабельная пара британцев - старичок и старушка, божьи одуванчики, за столом рассуждают о том, как успешно торгуют «продуктами», - и тут же выясняется, что речь о противопехотных минах и гранатах. Формально главные герои этого фильма-ансамбля - циничные и тревожные он и она, идеальные красавцы Карл (Харрис Дикинсон) и Яя (Чарлби Дин) - попали на корабль, получив путевки по бартеру: свою инстаграм-славу они пока не монетизируют, а просто используют для получения бесплатных благ. За штурвалом нового «Титаника» - не просыхающий капитан с октябрятским значком на кителе в колоритном, как всегда, исполнении Вуди Харрельсона

Интригующее название фильма - выражение из пролога, в котором мы видим кастинг мужских моделей на участие в какой-то рекламе: Карлу предлагается расслабить «треугольник печали» между бровей, когда он пробуется на роль. Впрочем, как объясняет ведущий, бывают бренды «угрюмые» - обычно сверхдорогие, такие как Balenciaga, - а бывают «веселые», вроде H&M, дешевые и радостные. В рекламе одних полагается высокомерно насупиться, в рекламе других - радостно улыбнуться дураку-потребителю. Все зависит от запроса заказчика. Рубен Эстлунд на любых заказчиков плюет с высокой колокольни, не щадя никого. Веселая и наглая бескомпромиссность, позволяющая поместить в самое сердце фильма сцену морской болезни во время торжественного ужина (хармсовское «нас всех тошнит» визуализировано так реалистично, что вам гарантированно станет не по себе), вновь подтверждает: он уникальный режиссер для сегодняшнего кино, давно подчиненного нормам политкорректности. Эстлунд - виртуоз стыдных ситуаций и неудобных вопросов. Он умеет выстроить диалог так, что героям на экране неловко, а публика хохочет, не приходя в сознание, - но потом одним щелчком меняет роли, и вот уже начинают краснеть зрители.

Три акта «Треугольника печали» - самой строгой и цельной из всех картин режиссера - разворачивают ситуацию локального апокалипсиса в форме трех различных жанров. Сначала мы присутствуем при вывернутой наизнанку романтической комедии: влюбленные унизительно долго решают, кто из них заплатит за ужин, пока не доходят до выяснения, кто из них кого любит и почему они постоянно говорят о деньгах. Потом наступает притча о путешествии, «и корабль плывет» - блистательный портрет нравов, монументальная карикатура на общество XXI века. Наконец, робинзонада, по-своему жестокая, но и комичная. После чего приходит очередь финального твиста - то ли абсурдного сюжетного поворота в духе М. Найт Шьямалана, то ли всеобъемлющей метафоры. Чувствовать дух времени умеют немногие, предсказывать его - редкий дар, и Эстлунд проявляет его не впервые. Невыносимая завязка его «Форс-мажора», в которой отец семейства сбегал от лавины, прихватив айфон, но забыв детей, в последние месяцы вспоминалась буквально каждый день. В том фильме, по меньшей мере, лавина прошла мимо. Яхта же от крушения не спасется, как и каждый выживший пассажир - от проверки на прочность своих жизненных установок (не говоря уже о навыках выживания, равно ничтожных для любого представителя так называемого цивилизованного социума). (Антон Долин)

РЕЗЮМЕ: некоторые фильмы невозможно не примерять на себя, даже если очень не хочется этого делать. Способность автора вынудить зрителя к этому - примета подлинного искусства. Вдвойне ценно, если искусство в то же время не напрягает свой «треугольник печали», заодно веселя, зля и развлекая…

подготовил Николай Лежнев

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *