Рецензия на фильм «Шевалье» (film Chevalier) (4426)

История незаслуженно забытого французского композитора…

В условиях строгой контентной иерархии «Шевалье» Стивена Уильямса могут по ошибке принять за спин-офф «Амадея» Милоша Формана, получившего «Оскар» за лучший фильм в далёком 1985 году. Киновселенная о судьбах замечательных композиторов могла бы в теории заинтересовать крупные студии, да и сам субъект новой ленты Жозеф Болонь представляет собой крайне энигматичную фигуру, о которой практически ничего не известно. В главных ролях - Келвин Харрисон-мл., Самара Уивинг, Люси Бойнтон, Ронки Адеколуэхо, Мартон Чокаш, Алекс Фитцалан, Минни Драйвер, Шан Клиффорд, Генри Ллойд-Хьюз, Джим Хай. Хронометраж - 01:48. Рейтинг PG-13. Премьера - 11.09.2022 (TIFF Кинофестиваль в Торонто). Премьера (мир) - 21.04.2023. Цифровой релиз - 21.07.2023. Оценка www.kino-nik.com 6/10

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: Париж, конец XVIII века. Жозеф Болонь де Сен-Жорж (Келвин Харрисон-мл.) прошёл тяжёлый путь от детства на плантации до статуса одного из главных скрипачей и дирижёров страны. В борьбе за пост руководителя Парижской оперы он узнаёт о готовящейся революции и своём истинном предназначении.  
 В первой же сцене виолончелист-виртуоз вступает в баттл с тем самым заносчивым Вольфгангом Амадеем, филигранно исполняет его же Симфонию № 5, одолевает прославленного композитора под удивлённые восторги аудитории. Who the f*** is that? - вопрошает шокированный Моцарт. Титры отвечают: Шевалье.
Жозефу, незаконнорожденному ребёнку французского плантатора и рабыни из Сенегала, крупно повезло: его талант был распознан родителем и откалиброван в частной парижской школе. Помимо скрипки герой усердно занимался фехтованием и одолевал каждого. Расистское французское общество постепенно расступалось перед радикальным напором Шевалье, которому не в последнюю очередь помогала протекция императрицы Марии-Антуанетты (Люси Бойнтон). Шли годы, амбиции затмевали воображение, корни забывались, рядом ревела революция, которую предпочитали игнорировать как сам Шевалье, так и принявший его в качестве экзотического компонента высший свет.  
Создателям байопика, режиссёру Стивену Уильямсу («Остаться в живых») и сценаристке Стефани Робинсон («Атланта»), удаётся за скромные 105 минут времени удержать внимание, выбрав самые увлекательные факты из жизни Шевалье, демонстрируя его отрешённость и изолированность. После многолетних попыток стать одним из «господ» он всё отчётливее понимает, что не принадлежит к высшему сословию ещё и ментально. Его дар востребован временно, безопасное существование ничем не гарантировано. Лента узнаваемыми штрихами следует структуре и повествовательным тропам и к концу достигает мини-апогея и кардинальной трансформации персонажа.  
Келвин Харрисон-мл., известный по инди-хитам «Волны» и «Люс», бравурно справляется с солирующей партией, умещает в себе целый эмоциональный оркестр. Второй план заполняют вполне приемлемые, но короткие появления Самары Уивинг в роли возлюбленной Шевалье, оперной дивы Мари-Жозефины; коварная Минни Драйвер, злобный Мартон Чокаш и сердобольная сестра «Дряни» Шан Клиффорд. Операторская работа и труды художников напомнят о прошлогоднем «Сирано» с Питером Динклэйджем, где схоже боролись за любовь и жизнь вопреки осуждению и внешним характеристикам. В финале станет известна истинная причина анонимности центрального героя для современной публики. После революции Наполеон Бонапарт восстановил рабство и приказал полностью уничтожить труды Шевалье, приняв его за пособника монархии. Слабо проработанные сюжет и исторический контекст, драматизация событий и недостаток фантазии не отнимут у фильма своеобразного обаяния. В качестве портрета неизвестного гения «Шевалье» вполне годен: картина может послужить актуальным напоминанием о силе таланта и приверженности идеалам, которым в смутные времена всегда сопутствует победоносная музыка (Егор Козкин)  
КАК ЭТО БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ: Жозеф Болонь де Сен-Жорж, Жозеф Булонь, шевалье де Сен-Жорж, (1745 - 1799) - французский композитор, дирижёр, скрипач-виртуоз, королевский мушкетёр, уроженец Гваделупы. Получил прозвище чернокожий Моцарт (ещё его называли чернокожим Дон Жуаном). Предки чернокожего Моцарта по отцовской линии, нидерландские протестанты, поселились в Вест-Индии в 1645 году. Сам он - сын французского плантатора и его чернокожей рабыни, иначе говоря - родился рабом. После ложного обвинения в убийстве его отец был вынужден в 1747 году с женой и сыном бежать во Францию, где был через два года по ходатайству брата, советника короля Пьера де Болонь, прощён королём и смог вернуться на Гваделупу. В 1753 году он навсегда отослал сына в Париж, в 1757 году получил аристократический титул.  
Жозеф сделал одновременно военную и музыкальную карьеру. Отличался статью (имел рост 1 м 80 см). С тринадцати лет изучал фехтовальное искусство у известного фехтовальщика Николя Тексье де ла Боэссьера, также обучался верховой езде, литературе, игре на скрипке и клавесине. В 1761 году был принят в королевскую жандармерию. Учился музыке у Жана-Мари Леклера. В 1763 году он купил себе место советника короля и рыцарское звание. Для него, скрипача-виртуоза, писали музыку Антонио Лолли, Карл Стамиц, Франсуа-Жозеф Госсек, он концертировал в Англии и Франции.
В 1769 году стал членом созданного Госсеком оркестра Concert des Amateurs, а вскоре и его дирижёром. В журнале Музыкальный альманах (1775) оркестр был назван лучшим в Париже, а может быть, и в Европе. Затем он возглавил оркестр масонской Олимпийской ложи (он был одним из первых чернокожих масонов во Франции). Оркестр заказал Гайдну шесть симфоний (так называемые Парижские симфонии, 1785-1786) и, под управлением шевалье де Сен-Жоржа, стал их первым исполнителем. На премьере присутствовала Мария-Антуанетта, ей больше других понравилась 85-я симфония, которая получила поэтому название Королева. Людовик XVI собирался назначить шевалье де Сен-Жоржа директором Королевской оперы, но назначение не состоялось из-за протеста нескольких артисток (в частности, Софи Арну и Мари-Мадлен Гимар), считавших ниже своего достоинства служить под руководством мулата. Отстранённый от музыки, шевалье отдал все силы искусству фехтования и стяжал славу как блестящий боец. Известна его схватка с легендарным шевалье д’Эоном в присутствии принца Уэльского, будущего короля Георга IV (1787). Был первым чернокожим полковником французской армии (1792). Воевал с австрийцами. Под его началом служил Тома-Александр Дюма, также мулат, отец будущего автора Трех мушкетёров. После Революции был за близость к королевскому двору разжалован, арестован (1793), около года провел в тюрьмах Шантийи и Онденвиля (департамент Уаза). С 1797 года руководил оркестром Кружок Гармонии.

подготовил Николай Лежнев 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *