Рецензия на фильм «Рубеж» (1855)

Накануне 23 февраля в России вышел на экраны фильм Дмитрия Тюрина - добротное молодежное кино, в увлекательной форме рассказывающее о том, насколько важна связь времен и понимание мотивации предков, шедших на фронт Великой Отечественной войны. Вместо того, чтобы ругать и запрещать общее прошлое (а запретный плод, как известно, сладок), отечественным киномитцям не помешало бы поучиться ненавязчиво и непафосно снимать фильмы на патриотические темы. В ролях: Павел Прилучный, Станислав Дужников, Кристина Бродская, Александр Коршунов, Сергей Чирков, Семен Трескунов, Александр Соколовский, Игорь Скляр. Хронометраж - 01:38. Премьера РФ - 22.03.2018. Оценка www.kino-nik.ru 6/10

О ЧЕМ КИНО: Михаил Шуров (Павел Прилучный) – молодой и бойкий питерский бизнесмен, вместе с приятелем он поставляет на стройки песок с карьеров в пригороде Санкт-Петербурга. Когда на одном из карьеров случается стычка с местными волонтерами, собирающими останки советских бойцов, погибших на Невском пятачке в 1943 году, Михаил решает не ждать окончания работ археологов, но сталкивается с необъяснимым феноменом: таинственная сила забрасывает его в те самые дни, когда на берегу Невы гибли солдаты, к памяти которых он был столь глух. Ужас войны не слишком пугает молодого циника, тем более что в прошлом он остается неуязвим, но встреча с однофамильцами пробуждает в Мише живой интерес – судя по всему, кто-то из встреченных им Шуровых является его дедом. Вот только кто, как сложилась его судьба и почему отец Михаила оказался в детдоме, и предстоит выяснить невольному путешественнику во времени..
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: вышедший в 2008 году фантастический военный боевик «Мы из будущего» режиссера Андрея Малюкова, при всех его достоинствах, настоящим суперхитом не стал – в то время, десять лет назад, российские постановщики и продюсеры, видимо, еще не умели так мобилизовать аудиторию, чтобы в кинозал пришли зрители всех возрастов, да не по разу. А кино было неплохое, в нем сочеталась понятная идея, живые герои и достойные своего времени и бюджета спецэффекты, в конце концов именно после этого фильма большая часть зрителей открыла для себя Данилу Козловского, Екатерину Климову и Владимира Яглыча. Впоследствии перспективную тему «засланцев на войну» пробовали эксплуатировать в «Мы из будущего 2» и «Тумане», но без особого успеха. Думаете, на этом жанровую страницу можно перевернуть? Не тут-то было, сценарист «Мы из будущего» Александр Шевцов сочинил новую историю, независимую от фильма десятилетней давности, но продолжающую ту же тему: наш современник снова отправляется «бить фрица». «Рубеж» - вторая совместная работа режиссера Дмитрия Тюрина и актера Павла Прилучного после комедии «Любовь с ограничениями». Правда, по словам Павла, сработались они только сейчас, а на первом фильме их контакт не заладился
Нельзя сказать, что десять лет прошли даром – была проведена серьезная работа над ошибками, продуманы способы привлечь в кино молодую и взрослую аудиторию. Наконец, сама жизнь сделала подобный фильм актуальным – в России появилась акция «Бессмертный полк», Победа стала духовной скрепой и наконец-то на государственном уровне стали поддерживаться перезахоронения останков погибших на полях сражений. В этом отношении время и фильм совпали, а остальное – дело техники. Дело, с которым режиссер Дмитрий Тюрин, актер Павел Прилучный и специалисты по спецэффектам студий Армана Яхина и Никиты Аргунова справились на твердую «четверку».
Сперва о том, что получилось. А получилось увлекательное кино, в котором практически нет затянутостей, провисаний и притормаживания действия. Да, ровным ритм повествования не назовешь, но это обусловлено «скачками во времени», все-таки боевые сцены и современная успокоенность должны разительно отличаться. Далее, Прилучный вновь отлично попадает в образ. Кто-то может сказать, что Павел всегда играет одного и того же человека – себя. Возможно, но в контексте данной истории подобный циничный, пробивной, неуступчивый герой – именно то, что нужно. В него веришь, как веришь и в его постепенное изменение. Наконец, увлекательная, почти детективная история поиска деда в какой-то момент превращается в метафору связи поколений вообще. Мы ведь часто плохо знаем судьбу даже собственных родителей, не говоря уже про бабушек и дедушек, и «Рубеж» – это стимул если не порыться в архивах, то хотя бы просто расспросить родных об их детстве и юности. Поверьте, это интересные истории.
Но не обошлось и без минусов, и, как ни странно, хромает в «Рубеже» военная часть. Нет, речь не о неправильных лычках на шинелях солдат, не о неуместных видах оружия или видах танков, которых на Невском пятачке быть не могло, – пусть в этом копаются те, для кого число пуговиц важнее смыслов. Дело скорее в несколько утрированной и упрощенной демонстрации военных действий: командир, например, здесь легко может отправить в разведку за языком новобранцев, которые и ружья-то не держали, а запертые в блиндаже шестеро советских солдат почему-то решают покончить с собой, хотя имеют боеприпасы для того, чтобы дать бой и утащить с собой на тот свет добрый десяток, а то и два врагов. Наконец, довольно серьезно раздражает цветовая гамма, которая, очевидно, должна демонстрировать ирреальность происходящего – от голубых артиллерийских орудий, розовых шинелей и зеленых танков рябит в глазах. (Евгений Ухов)
РЕЗЮМЕ: авторов ленты стоит похвалить, «Рубеж» получился непафосным, хотя и достаточно драматичным, чтобы всплакнуть особенно сентиментальным зрительницам. В картине присутствует понятный месседж, «Рубеж» работает тоньше прямолинейных агиток и выглядит доброжелательнее строгих дежурных нравоучений. А ведь именно таким и должно быть патриотическое воспитание – полюбить Родину нельзя заставить, но можно стимулировать познание ее и своей истории...
подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *