Рецензия на фильм «Принцесса балета» (film Neneh Superstar) (4217)

Французская драма о расовых стереотипах в классических танцах…

Все фильмы о балете одинаковы по-своему - это всегда история гадкого утенка, который, преодолевая боль и абъюз, становится прекрасным белым лебедем (иногда в прямом смысле, под музыку Чайковского). Рамзи Бен Слиман решил посмотреть на заезженный сюжет под другим, толерантным углом. В главных ролях - Уми Бруни Гаррель, Майвенн, Аиса Маига, Стив Тьеншо, Седрик Кан, Александр Стайгер, Рихард Заммель, Натали Ришар, Илонна Гримаудо, Глория-Дивайн Сази. Хронометраж - 01:35. Премьера (мир) - 03.06.2022. Цифровой релиз - 02.03.2023. Оценка www.kino-nik.com 6/10

О ЧЕМ КИНО: Нене-Фанта (Уми Бруни Гаррель) живет в неблагополучном пригороде Парижа, обожает хип-хоп и картофельные чипсы, но мечтает танцевать на сцене Сильфиду. Ей чудом удается пройти конкурс в балетную школу парижской Оперы, но тут-то и начинаются трудности. Единственная чернокожая девочка в классе, да еще и с характером классической гопницы, Нене-Фанта регулярно получает наряды вне очереди от преподавателей и какашки в пуантах от других балерин. Она - первый кандидат на исключение, но школа колеблется: хозяин Оперы требует от состава учениц культурного разнообразия, соответствия современной повестке на толерантность. А тут, кстати, оказывается, что и директриса школы, идеальная и безупречная, как Мэри Поппинс - алжирка по происхождению...  
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: главная проблема героини - не в том, что ее семья бедна (хотя как сказать, раз папа забирает ее из школы в своей машине и готов платить репетитору по 100 евро за час), а в том, что она - африканка по происхождению. Как известно, большинство классических партий написаны для белых балерин, а африканская генетика не предполагает худобы (недаром же при поступлении в балетную школу у детей спрашивают, сколько весят их родители). Можно ли с этим бороться, а главное, нужно ли? Рассуждения об этом режиссер выводит на поверхность: преподаватели школы обсуждают на «летучках», стоит ли дать Нене-Фанта шанс, или классический балет должен остаться последней опорой традиций.  
Мы, в общем-то, знаем, кто в этих спорах победит. Классический балет во всем мире постепенно избавляется от штампов и навязанных установок, и это нормально: время не стоит на месте. Когда зритель приходит в парижскую Оперу на «Сильфиду», он приходит смотреть на идеальные сюиви и адажио, а не на цвет кожи балерины. Талант в искусстве все-таки (и слава богу) ценится больше происхождения.


Но проблема «Принцессы балета» в другом. Нам совсем не очевидно, что юная Уми-Бруни Гаррель (приемная дочь Луи Гарреля и его предыдущей подруги Валерии Бруни) так хороша, как все о ней говорят. «У нее дар», «лучшая в классе», «великолепно танцует» - но где же, где все это великолепие на экране? Уми милая девочка, но этого явно недостаточно ни для того, чтобы быть балериной, ни для того, чтобы быть хорошей актрисой - как следствие, она не вызывает ни жалости, ни особых симпатий.   


Гораздо интереснее наблюдать за трансформациями «директрисы», великой балерины в прошлом, которая так тщательно скрывала свое африканское происхождение, что даже носила цветные линзы (голубые глаза вызывают меньше подозрения, чем карие). Директрису, кстати, играет Майвенн, бывшая муза Люка Бессона, родившая ему в 16 лет дочь. Вот на нее тут стоит посмотреть - как и на трудовые будни «маленьких лебедей», которых еженедельно взвешивают, заставляют «растягивать бедра» и запрещают им есть нутеллу на завтрак…(Ольга Маршева)

подготовил Николай Лежнев

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *