Рецензия на фильм «М’юзiк» («Мьюзик» Music) (3103)

«Мьюзик» - режиссерский дебют певицы Сии о девушке-аутистке и ее сводной сестре. Фильм ждал релиза три года, но вышел в самый неподходящий момент. Жизнеутверждающий месседж певицы остался непонятым. Большинство рецензентов выступили либо с резким негативом, либо просто проигнорировали картину. Сию обвинили в том, что роль Мьюзик исполняет не аутичная актриса, и что вообще разновидностей аутизма великое множество, а Сия выбрала самый запущенный случай и превратила его в карикатуру. В главных ролях - Кейт Хадсон, Джульетт Льюис, Лесли Одом мл., Мэдди Зиглер, Гектор Элизондо, Мэри Кэй Плэйс, Брэндон Су Ху, Тиг Нотаро, Бен Шварц, Парвеш Шина. Бюджет - $16 000 000. Хронометраж- 01:47. Рейтинг PG-13 (16+). Премьера (мир) - 14.01.2021. Премьера (Украина) - 04.03.2021 (B&H film distribution). Оценка www.kino-nik.com 5,5/10

О ЧЕМ КИНО: Зу (Кейт Хадсон) чуть больше тридцати. Недавно она вышла из общества анонимных алкоголиков и твердо решила начать новую жизнь. «Я хочу быть хорошим человеком», - говорит Зу, и судьба сразу же подкидывает ей первое задание - взять под опеку свою сводную сестру Мьюзик (Мэдди Зиглер), которая после смерти бабушки осталась одна. Кроме того, что Мьюзик несовершеннолетняя, она еще и страдает тяжелой формой аутизма, поэтому нуждается в постоянном внимании. Зу вроде бы не против, вот только у нее даже о себе не получается позаботиться: она постоянно попадает в передряги, приторговывает наркотиками (конечно, чтобы заработать денег для сестры!) и иногда возвращается к алкоголю...ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: сюжет о двух сестрах, которые учатся заново любить и принимать друг друга, возник у Сии еще в 2007 году, но тогда нашел выражение только в небольшом рассказе. В 2014 году певица познакомилась со своей будущей музой - 11-летней танцовщицей Мэдди Зиглер (ее можно увидеть в клипах Сии «Chandelier», «Elastic Heart» и «Big Girls Cry») и вдохновилась на создание полнометражного фильма, который совмещал бы в себе и драматическую сюжетную линию, и музыкальные клипы.Сия взялась за съемки в 2017 году, почти сразу после развода с режиссером Эриком Андерсом Лэнгом. В интервью Variety она признавалась, что чувствовала себя тогда на грани депрессии, поэтому «Мьюзик» стал для нее своего рода спасением и переосмыслением прошлой жизни. Это отразилось и на героях фильма, которых можно назвать разными альтер-эго певицы.Главная из них, конечно, Зу - запутавшаяся в себе молодая женщина, которая, с одной стороны, хочет о ком-то заботиться, а с другой - не знает, откуда ей брать энергию для этой заботы, потому что сама она ее лишена. Такой была и Сия в начале нулевых, когда переживала смерть бойфренда, лечилась от алкогольной и наркотической зависимости и регулярно попадала в больницу с нервными срывами. Другое альтер-эго - сосед сестер, эмигрант Эбо (Лесли Одом мл.), чьи переживания понятны Сие как человеку, переехавшему сначала из Австралии в Лондон, а потом в США. Образ Мьюзик - ранимого внутреннего ребенка в причудливых нарядах, с огромными наушниками и особым чувством прекрасного - тоже отражение певицы, чей стиль долго вызывал вопросы и у зрителей, и у коллег по сцене. И чем дальше мы смотрим фильм, тем больше понимаем, что клипы на самом деле нужны там не для того, чтобы залезть в голову к подростку с аутизмом, а для того, чтобы показать, как по-разному все люди воспринимают мир, - и правильного варианта просто не существует.Причем восприятие это может меняться день ото дня (ну, или от песни к песне) - примерно как и происходит у Сии. Если проследить ее творческий путь за последние 20 лет, не заметить трансформации будет сложно. От тривиальных инди-синглов про безответную любовь к эйсид-джазу и электронной музыке, от культового поп-альбома к шутливым рождественским песням, от детской «Riding On My Bike» до дерзкой «Hey Boy». Вместе с текстами песен изменился и образ Сии. Подобно своим героям, стремящимся к честности и принятию себя, она перестала прятаться за париками и странными головными уборами и открыто заговорила о личной жизни.  При этом она не отказалась от многих своих фирменных элементов, вроде жестового языка в клипах или объемных нарядов, поэтому «Мьюзик» помимо своей искренности подкупает еще и тем, что органично продолжает идею всего творчества Сии и отражает ее мировоззрение. Сия остается собой, даже если поет про радугу и свет, а не про разбитое сердце. По «Мьюзик» сразу видно, кто его режиссер: да, там иногда хромают диалоги и часто логика, зато он наполнен символами и образами, которые ассоциируются только с Сией и дают нам возможность провести полтора часа в ее мире. (Мария Ушакова) P.S. жизнеутверждающий месседж певицы остался, однако, непонятым. Фильм получил несколько положительных отзывов от критиков из Австралии (они увидели его еще в январе), остальные же рецензенты выступили либо с резким негативом, либо просто проигнорировали картину. Сию обвинили в том, что роль Мьюзик исполняет не аутичная актриса, что Зиглер чудовищно переигрывает, тем самым унижая аутистов, и что вообще разновидностей аутизма великое множество, а Сия выбрала самый запущенный случай и превратила его в карикатуру. Активисты, опираясь на немногочисленные статьи и информацию из трейлера, создали петицию на Change.org с призывом отменить выход фильма - сейчас там уже больше 17 000 подписей. Интервью Variety собрало на ютьюбе больше дислайков, чем лайков, а кто-то из комментаторов даже предложил уволить журналистку за излишнее восхищение работой певицы. Тот факт, что помимо основной сюжетной линии в фильме есть еще клипы на десять новых песен, остался практически незамеченным. Игра Кейт Хадсон, до сих пор известной нам в основном по ромкомам 2010-х, а здесь выступившей в совершенно новом амплуа, тоже прошла без внимания (разве что два года назад все удивлялись ее бритой голове).Складывается впечатление, что, не затронь Сия тему аутизма, спрос с нее был бы меньше: простили бы и погрешности в режиссуре (дебютная работа!), и психоделические клипы (авторский стиль!). Но певица не только взяла на себя смелость заговорить на непростую тему, но и сделала это так, как сама посчитала верным. Да еще и попыталась отстоять себя в твиттере, написав, что, во-первых, изначально пробовала на главную роль аутичную актрису (что оказалось большим стрессом для исполнительницы), а, во-вторых, что хотела снять художественную картину о непростой истории двух сестер, а не документальный фильм о разновидностях аутизма (твиты удалены). «Оглядываясь назад, я понимаю, что мне тогда нужно было просто заткнуться», - сказала Сия в недавнем интервью, тем самым вслед за многими селебрити согласившись с правилами новой этики. Этики, приучающей нас к тому, что хороший посыл и авторский взгляд уже совсем не главное; главное - вовремя извиниться…

 подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *