Рецензия на фильм “Девица” (Damsel) (2083)

Пьяный Одиссей, лихая Пенелопа и сюжет о вечном возвращении. Дэвид и Нэйтан Зеллнеры поэкспериментировали с жанром вестерна в фильме “Девица” с Робертом Паттинсоном и Миа Васиковски. И это ещё не главное приключение, которое предстоит забронзовевшему ковбойскому жанру. К вестерну в «Девице» режиссеры подходят с неожиданной стороны – не с мужиков в шляпах, лошадей, салунов и расстроенных пианино, а непосредственно с истории. На описанную фактуру они натягивают, не много и не мало, вечную сюжетную схему «Одиссея». Ковбой возвращается к любимой, а на пути встречает приключения, опасности и испытания. Любимую, конечно, зовут Пенелопой. В ролях - Дэвид Зеллнер, Нэйтан Зеллнер, Роберт Форстер, Джозеф Биллинджир, Морган Ланд, Рэй Келлехер. Хронометраж – 01:53. Мировая премьера – 23.01.2018. Премьера (РФ) – 13.09.2018. Оценка www.kino-nik.ru 6/10

О ЧЕМ КИНО: Самуэль Алабастер (Роберт Паттинсон) - в меру нарциссичный педант с носовыми платочками и историями про похищенную негодяями невесту Пенелопу. Самуэль не умеет пить виски и даже войти в салун не может эффектно, запутавшись в ремне от гитары. Верный соратник ковбоя — Генри, выдающий себя за миссионера-проповедника. Когда-то посреди пустыни измученный жизнью пастор отдал ему потрепанную Библию и полное обмундирование священника. Проповеди Генри слушают разве что крабы — большую часть времени пастор валяется на пляже мертвецки пьяным. Да и девушку не нужно спасать от разбойников — Пенелопа (Миа Васиковска) метко стреляет из двустволки, умеет пользоваться динамитом, сама кого хочешь и спасет, и пристрелит…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: ничего постоянного на свете нет — и популярных жанров это тоже касается. Они легко бронзовеют, становятся просто воспроизводимой формой, теряют всякий смысл. Посмотрите хотя бы на то, что происходит с супергеройским кино — за какие-то десять лет оно успело сформироваться, пережить расцвет и впасть в спячку. Регулярно приходят реаниматоры, делают впавшему в летаргию пациенту разные процедуры. Иногда тот моргает глазом, подает какие-то признаки жизни. Иногда продолжает лежать бревном. Иногда, да, врачи приходят чаще, чем обычно.
Так происходит сейчас с вестерном, титаном американского кино, жанром-исполином. Без малого тридцать лет он оставался популярнейшим форматом, в котором происходило много всякого интересного и неожиданного. А потом началась совсем другая история. Сначала, чтобы форма снова стала живой, её экспортировали: в Италию, где истории про ковбоев отлично делал Серджио Леоне; в СССР, где она мутировала в «Красные маки Иссык-Куля» и «Неуловимых мстителей». Потом — еще сорок лет тишины.
Теперь к вестерну снова вернулись. Сначала, как водится, в самом бойком и современном сериальном формате — превратили в «Мире Дикого Запада» похождения ковбоев в киберпанк. Теперь настал черед менее маневренного полного метра. Первая ласточка — как раз «Девица». Снял и сочинил её Дэвид Зеллнер, у нас малоизвестный, но весьма влиятельный и популярный в американском независимом кино автор, снявший множество короткометражек, клипов, веб-сериалов и побывавший в ограниченном прокате с незаурядным фильмом «Кумико, охотница за сокровищами». Хотя, в первую очередь, Зеллнер обладает даром литературным — и это очень заметно. К вестерну в «Девице» он подходит с неожиданной стороны – не с мужиков в шляпах, лошадей, салунов и расстроенных пианино, а непосредственно с истории. На описанную фактуру он натягивает, не много и не мало, вечную сюжетную схему «Одиссея». Ковбой возвращается к любимой, а на пути встречает приключения, опасности и испытания. Любимую, конечно, зовут Пенелопой.
Подавай Зеллнер эту историю иначе — был бы претенциозный провал. Но он превращает и «Одиссею», и «вестерн» в уморительную карикатуру. Одиссей — лузер и дуралей, не то, что лихая девица (иначе не скажешь) Пенелопа. Ковбой пьянеет от одной рюмки и таскает за собой пони, злодеи никого не способны напугать. Именно эта несерьезность, даже фарсовость неожиданно срабатывает — мертвый жанр, который не поддавался ни умнице-талантищу Тарантино, ни продюсерам с миллионными бюджетами, что называется, встал и пошел. А точнее, побежал.
Ну, дело, естественно, не только в шутках, остроумии и умении показывать истории. Зеллнер попал в десятку по части кастинга на главные роли. Что Роберт Паттинсон — актер, а не смазливая мордашка, все и так давно знали (Кроненберг в противном случае не снимал бы его в «Космополисе»). Здесь оказывается, что он еще и первостатейный комик, обладающий редким для красавчиков даром самоиронии. Миа Васиковска сама, как тот вестерн, впала в спячку и очень давно ничего стоящего не играла (со времен примерно «Звездного атласа» того же Кроненберга). А тут вдруг оказалась прекрасной исполнительницей ролей бой-баб, лихих девчонок и вообще ковбойш….
РЕЗЮМЕ: но вот что важно иметь в виду. «Девица» — только первая ласточка. Совсем скоро в прокат выпустят «Братьев Систерс» Жака Одиара. Там, похоже, со старым добрым вестерном проделывают совсем жестокие манипуляции. Поклонники «Великолепной семерки», рыдайте: никто больше по отважным ковбоям ностальгировать не будет, с любимым жанром сейчас начнут такое вытворять, что вам лучше отвернуться.
подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *