Рецензия на фильм «Царица небесная» (film The Lady of Heaven) (3564)

«Царицу небесную» режиссера-дебютанта Илая Кинга рекламировали как первый фильм о жизни Фатимы, четвёртой дочери  исламского пророка Мухаммеда. Автором сценария стал шейх Ясир Аль-Хабиб - шиитский проповедник, известный критикой сподвижников пророка Мухаммеда. Автор книги «Кто убил пророка Мухаммеда?» проживает в Великобритании и последовательно выступает против агрессивной идеологии ваххабизма. Правительство Кувейта в 2010 году отправило запрос в Интерпол о его выдаче, в Пакистане предприняли попытку заблокировать трейлер картины в социальных сетях, а Правительство Ирана запретило выпуск фильма в стране, назвав его направленным на разделение мусульман. В главных ролях - Рэй Фиарон, Кристофер Сиуреф, Дениз Блэк, Габриэль Картад, Сами Карим, Крис Джармен, Лукас Бонд, Дэнни Сайкс, Албан Куртуа, Марк Брайтон, Джорджина Уайт. Бюджет - 15 000 000 $. Хронометраж - 02:21. Рейтинг R. Премьера (мир) - 10.12.2021. Цифровой релиз - 10.01.2022. Оценка www.kino-nik.com 6/10

О ЧЕМ КИНО: бандиты ИГИЛ недовольны тем, что глава семьи Ланрави не хочет воевать на их стороне, а в его доме слушают не те песни.  Игиловцы врываются в его дом и на глазах малыша Лейта (Габриэль Картад) убивают его маму. Лейту удаётся сбежать и его спасает солдат Раед (Оскар Салем), который приводит мальчика к себе домой. Чтобы утешить Лейта, мать солдата Биби (Дениз Блэк) рассказывает ему о благочестивой и доброй дочери пророка Мухаммеда, Фатиме, которая выступала за терпимость, прощение и доброту. Но все изменилось после смерти Пророка. Произошел непоправимый раскол между мусульманами-шиитами и суннитами, который сохраняется и сегодня... 

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: точку зрения, высказанную в  фильме, можно часто услышать на Западе. ИГИЛ, радикалы, фундаменталисты, саудовские ваххабиты и террористы-смертники захватили ислам и превратили его в глобальный бренд насильственной нетерпимости во имя религии. А вот если следовать примеру дочери Мухаммеда из плоти и крови, это может измениться. Самая смелая вещь в фильме Илая Кинга - в нем сразу говорится, что такой захват произошел с самого начала. Рассказывать о тех далеких временах все равно что ступить на минное поле - поди узнай, как было на самом деле. Проповедники и помощники в свите Мухаммеда заявляют, что они «защитят всех - мусульман, евреев и немусульман», когда придут в Медину, но зритель ясно видит, что это означает «ну…кроме язычников».

Язычники здесь изображены как фанатики, одержимые удушением ислама в зародыше. Когда начинаются религиозные войны арабов с арабами, насилие просто переполняет фильм. Острые как бритва ятаганы, брызги крови, битва при Ухуде, где солдаты Мухаммеда сражаются не только с гигантом размером с Голиафа, но и с упадком духа после известия о якобы смерти их лидера. Но за кадром остаются массовые казни во время обращения в ислам, которые сопровождали «освобождение» Мекки. Единственный перерыв от насилия происходит, когда Мухаммед выдаёт Фатиму замуж за своего преемника Имама Али. Живущий в Лондоне кувейтский шейх Ясир Аль-Хабиб написал сценарий, в котором исторические факты переплетены с мифами ради  тонкой проповеди, которая в будущем «превратит» Лейта в нового мусульманина, который «любит врагов» и «терпит иноверцев». Что касается повествовательного драйва, давайте просто скажем, что на наших глазах происходит множество боев, плетутся интриги и наносятся предательские удары в спину. И все это без особой логики.

Но, слушая такие сбивающие с толку мифы, поневоле поражаешься популярности любой веры, ведь по жестокости христианство не ушло далеко от ислама. Сколько бы разногласий ни было по поводу интерпретаций Мухаммеда, его биографии, смерти и борьбы за его преемственность, это иногда напоминает возню из «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта. Но шутить на эту тему все же не рекомендуется. Учитывая репутацию ислама, нетерпимого не только к критике, но и к фильмам о его ранней истории, не стоит удивляться, если Илай Кинг - это псевдоним режиссера. По крайней мере, были учтены исламские указы об «идолопоклонстве», запрещающие изображения Мухаммеда, его семьи и преемника. Использовались цифровые уловки вместе с игрой ракурсов. Такие персонажи, как Пророк Мухаммед и Фатима, видны в тени, полностью покрытые паранджой или одеждой, или их играют актеры в расфокусе. Фильм получил награду iSuccess International Awards за лучшие визуальные эффекты на гала-концерте, организованном Superfilm Studios в сотрудничестве с Forbes France. 

Интересно, что съемки «Царицы небесной» прошли в грузинских городах Тбилиси, Рустави и Вазиани. Производственной команде потребовалось более 2 месяцев, чтобы построить декорации изображающие Мекку и Медину 622 года нашей эры. Хотя Правительство Ирана запретило выпуск фильма в стране, назвав его направленным на разделение мусульман, автор сценария Ясир аль-Хабиб заявил: «Наш фильм передает послание любви и мира. Я уверен, что, если человечество пойдет по стопам Царицы Небесной, мир, справедливость и равенство восторжествуют. Я молюсь за то, чтобы это случилось»... 

РЕЗЮМЕ: с десятками религиозных фильмов о христианстве, которые выходят на экраны каждый год, сама новизна «Царицы небесной» делает ее достойной внимания, так же как и предыстория религии, о которой большинство из нас очень мало знает... 

Николай Лежнев

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *