Рецензия на фильм «Большой баг» (film BigBug) (3526)

Роботы-пылесосы против терминаторов…

На Netflix вышел камерный сай-фай-секс-фарс Жан-Пьера Жёне, режиссера «Амели» и «Деликатесов», совершенно пропавшего с радаров в последние годы. Что же, Жёне стал ворчлив, но остался остроумен и изобретателен в своих ярких фантазиях. В главных ролях - Эльза Зильберштейн, Изабель Нанти, Клод Перрон, Стефан Де Гродт, Юсеф Хаджди, Клер Шюст, Альбан Ленуар, Марисоль Фертард, Эли Тонна, Жюльет Виатр. Хронометраж - 01:51. Премьера (мир) - 11.02.2022 (Netflix). Оценка www.kino-nik.com 6/10

О ЧЕМ КИНО: к 2045 году рокфор во Франции запретили как слишком вонючий, зато мечты о летающих машинах и домашних роботах стали реальностью. В один прекрасный день в пригородном доме Алис (Эльза Зильберштейн) - разведенной женщины средних лет, питающей слабость к пережиткам аналогового мира - одновременно оказываются шесть человек: скользкий ухажер (Стефан Де Гродт) в сопровождении сына-подростка, бывший муж (Юсеф Хаджди) в компании длинноногой новой пассии (Клэр Шюст), 17-летняя дочь и, наконец, соседка (Изабель Нанти). Тут же суетятся два андроида (Клод Перрон и Альбан Ленуар) и три механических робота. Когда кто-то из людей пытается уйти, выясняется, что двери заблокированы: снаружи началось восстание машин, и домашние роботы постановили, что безопаснее будет отсидеться…

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: новые времена оказались не слишком благосклонны к Жан-Пьеру Жёне. Став в 90-е культовой фигурой в дуэте с Марком Каро («Деликатесы», «Город потерянных детей») и добившись всемирного успеха с «Амели», Жёне начал ставить один дорогостоящий провал за другим и быстро исчерпал кредит доверия: последний его полный метр («Невероятное путешествие мистера Спивета», помните? Верно, нет) датирован 2013 годом. И вот почти 10 лет спустя француз очутился в спасительной гавани «Нетфликса», где громкое имя порой перевешивает сложную кредитную историю. Естественно, с сатирической комедией как раз про новые времена.

Что более удивительно, учитывая имеющуюся у Жёне репутацию «французского Терри Гиллиама», то есть автора, который любит и умеет работать с эпическими формами и фантасмагорическими пейзажами, комедия эта - фактически телепьеса: действие «Большого бага» не выходит за пределы загородного особняка. Антиутопия о взбесившихся гаджетах встречает в «Баге» старый добрый секс-фарс. Пока мир летит в тартарары, герои судорожно распределяют спальные места. Один из андроидов - туповатый, но нежный секс-раб, принадлежащий наравне с тоже не очень сообразительным джек-расселом пожилой соседке. Его смешно играет Альбан Ленуар - экс-каскадер, известный в основном по экшен-ролям.

Зловещие машины, решившие поставить наконец homo sapiens на место, принадлежат хай-тек-корпорации Yonux (все совпадения случайны), опутавшей сетями своего злонамеренного искусственного интеллекта весь человеческий быт. Выглядят все посланцы «Йоникса» одинаково - как постаревший Робокоп с кью-ар кодом на лбу. К счастью, механическая домашняя прислуга (есть, например, мозг на ножках по имени Эйнштейн с голосом великого Андре Дюссолье) оказывается более лояльной: тут Жёне использует, в частности, испытанный сюжетный ход про робота, который мечтает стать человеком.

В лучшие моменты «Большой баг» похож на пиксаровский мультфильм: Жёне когда-то начинал именно в анимации, и его визуальная фантазия по-прежнему впечатляет. На заднем плане появляются антикапиталистические виньетки, часто забавные; в одной мелькает Доминик Пинон, без которого еще не обходился ни один фильм Жёне.

Самые слабые места - когда люди иногда остаются наедине, и сразу оказывается, что характеров им не дали и сказать им почти нечего. Другое дело - гаджеты; они даже рассказывают друг другу анекдоты («2060 год. В доме звонит телефон, робот берет трубку: что у аппарата?»). (Станислав Зельвенский)

РЕЗЮМЕ: наверное, никуда не деться от того, что 68-летний Жёне, что называется, бумер. Это проявляется и в немодных стереотипах в человеческой части «Бага» (глупенькая секретарша, старый козел и так далее), и в слегка вымученных шутках про персонализированную рекламу и прочий дивный новый мир, и, например, в трогательной вере в книжные полки как оплот борьбы против цифровой тирании. Зато природная язвительность режиссера с годами стала явно перевешивать его природную же сентиментальность, в былые времена порой невыносимую. Главный вывод этого милого, но пессимистичного фильма: искусственный интеллект так же безнадежен, как естественный…

подготовил Николай Лежнев

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *