Рецензия на фильм «Американское чтиво» (film American Fiction) (4739)

Фильм, получивший 5 номинаций на «Оскар»…

Что есть искусство для масс? Стоит ли отбрасывать собственные амбиции и принципы в угоду тысячам читателей, получая за это баснословные суммы денег? Дебютный фильм Корда Джефферсона («Хранители», «Наследники») частично освещает эти вопросы, делает несколько циничные и нерешительные выводы, пытается увязать социальную сатиру со скорбной семейной драмой - и почти всегда справляется с возложенными на себя задачами, временами расплывчато, но всегда с энтузиазмом. В главных ролях - Джеффри Райт, Эрика Александр, Стерлинг К. Браун, Лесли Аггамс, Джон Ортис, Мира Лукреция Тейлор, Исса Рэй, Адам Броди, Трейси Эллис Росс, Кит Дэвид. Хронометраж - 01:56. Рейтинг R (18+). Премьера - 08.09.2023 (TIFF Кинофестиваль в Торонто). Премьера (мир) - 22.12.2023. Оценка www.kino-nik.com 6/10 

О ЧЕМ КИНО: чернокожий писатель, профессор и преподаватель литературы Телониус «Монк» Эллисон (Джеффри Райт) вынужден взять отпуск в университете, так как не все студенты согласны с его методами преподавания. Он отправляется навестить семью, с которой не общался около 10 лет, и обстоятельства складываются так, что мужчине теперь придётся содержать пожилую мать. Последнюю (и не особо популярную) книгу Монк выпустил уже давно, поэтому, решив побыстрее и попроще заработать, он под псевдонимом пишет роман, наполненный всевозможными стереотипами о чернокожем населении США. Внезапно издатели проявляют к произведению повышенный интерес. Книгу моментально раскупают - теперь шокированному Монку нужно сделать всё, чтобы сохранить секрет от своих близких и всего литературного мира…. 
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: в основу «Американского чтива» положен роман Персиваля Эверетта «Уничтожение» 2001 года. В обоих источниках главным персонажем остаётся «отшельник» Монк - темнокожий профессор литературы в цветных носках, выросший в семье уважаемых врачей из Бостона, предпочитающий совиньон блан. Ему, человеку с пафосным именем Телониус, которое так и располагает к интеллектуальной беседе, надоело видеть деградирующее общество, где читатели вне зависимости от расы воспринимают афроамериканскую литературу как нечто «важное» или «нужное». Монк презирает скопление стереотипов в сюжетах других темнокожих писателей: от незапланированных беременностей в юном возрасте (на ум сразу приходит оскароносное «Сокровище») до домашнего насилия, бедности и высокого уровня преступности. Книги Монка - гораздо более искусные, откалиброванные, полные аллюзий на Эсхила и прочих творцов, при этом они абсолютно не котируются на рынке. «Напиши что-нибудь чёрное», - советует Монку его агент.  
После отстранения от университета (Монк сорвался на белую девушку, которую оскорбило слово «н***ер» в литературном контексте) герой отправляется в родной город, где его сразу же настигают проблемы: мать (Лесли Аггамс) проявляет первые признаки болезни Альцгеймера, сестра (Трэйси Эллис Росс) умирает от сердечного приступа. Монк как бы сам оказывается героем одной из критикуемых им публикаций. В перерывах между гореванием он решает излить свою ненависть и накопившуюся усталость на страницах нового псевдоромана «Моя патология». Для этого перформанса он берёт псевдоним Стагг Р. Ли и за небольшое время создаёт типичную «чёрную» историю с жаргонной лексикой, бандами, наркотиками и пр. Его писательское альтер эго - уголовник, скрывающийся от властей, но чудесным образом сохранивший филигранную речь улиц. К удивлению Монка, на такой товар сразу находится несколько покупателей, ведь это потенциальный летний бестселлер, который стоит экранизировать и отправить на тот же «Оскар».  
Вопреки блестящему сценарию,
Корд Джефферсон не успевает выработать цельного отношения к истории, которую хочет рассказать, срывается в неуёмную сентиментальность, озвучивает происходящее лёгким джазовым саундтреком. Режиссёр стремится охватить сразу несколько пластов, включая пониженные стандарты современного искусства (больше лозунгов и репрезентации - меньше смысла). При этом Джефферсон отлично понимает Монка: за эгоцентризмом персонажа, его снобизмом и элитным происхождением чувствуются глубокая закомплексованность и кризис.  
Джеффри Райт много лет довольствовался ролями второго плана в кино, на телевидении и в театре, однако теперь, в редкой главной роли, блистательно демонстрирует грани человеческой хрупкости и таланта, которые нельзя задавить. Будучи состоявшимся человеком и писателем, Монк учится понимать и принимать людей с массой уязвимостей, переступая через свой бэкграунд, интеллект и высокомерие.  


Актёрский ансамбль дополняют равнозначно харизматичные Стерлинг К. Браун в роли брата Монка, сменившего жизненную (и не только) ориентацию, Эрика Александер в образе девушки Монка и Исса Рэй (та самая стереотипная коллега Монка, пишущая про гетто, но ни разу в нём не побывавшая). «Чтиво», вопреки частому дисбалансу, остаётся фильмом про несгибаемость сложных людей в поверхностные времена. Дебют Корда Джефферсона получился сдержанным, но искренним - удивительно, что на «Оскаре», где зачастую ценят совсем другого рода культурные «приманки», академики это разглядели…(Егор Козкин).
подготовил Николай Лежнев 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *