Рецензия на фильм «Я твой человек» (Ich bin dein Mensch) (3140)

Берлинале можно назвать не только самым политическим фестивалем, но и самым романтичным - в его программе часто попадаются трогательные и старомодные фильмы о любви, которые при этом не только говорят о романтических отношениях, но затрагивают универсальные философские вопросы. Так, в прошлом году зрителям показали «Ундину» Кристиана Петцольда о русалке и промышленном дайвере, а в 2018 году - «Между рядами» про хрупкий роман между двумя работниками супермаркета. Главный романтический фильме Берлинале этого года «Я твой человек»  Марии Шрадер получился в лучших традициях фестиваля - трогательный и старомодный в хорошем смысле этого слова, даром, что в сюжете присутствуют высокие технологии. В главных ролях - Марен Эггерт, Дэн Стивенс, Сандра Хюллер, Ганс Лёв, Вольфганг Хюбш, Анника Мейер, Фалилу Сек, Юрген Таррах, Генриетта Рихтер-Роль, Моника Ошек. Хронометраж - 01:45. Премьера (мир) - 02.03.2021 (Берлинский кинофестиваль). Оценка www.kino-nik.com 6/10

О ЧЕМ КИНО: Альма (Марен Эггерт) работает в знаменитом Пергамском музее в Берлине и находится на пороге научного прорыва, правда, для окончания ее проекта нужны деньги. Руководитель Альмы ставит ей условие - она получит финансирование, если согласится поучаствовать в научном эксперименте. Героиня должна прожить три недели вместе с роботом Томом (Дэн Стивенс), который запрограммирован стать ее идеальным партнером и готов выполнять любые ее желания. Альме не нужен никакой партнер, но из-за работы приходится согласиться... ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: «Я твой человек», как и многие проекты на Берлинале, стал ребенком пандемии - картину снимали в самый ее разгар, и тихая, практически интимная атмосфера опустевшего Берлина пошла ему на пользу. Действие картины проходит в окрестностях Центрального вокзала, где расположился Рейхстаг, другие административные здания и запоминающееся здание Дома будущего Futurium, а также, конечно, на Музейном острове, где находится Пергамский музей. На самом деле лучшего времени для съемок фильма не придумаешь: все музеи закрыты, снимай - не хочу, а район с модерновыми зданиями государственных учреждений на берегу Шпрее обычно и так не особо людный. Иногда МарияШрадер вырывается из городской обстановки в зеленый и солнечный пригород, где живет отец главной героини ее фильма, Альмы (Марен Эггерт) и где ее ловят в ловушку воспоминания о первой юношеской любви. Кстати, примерно такая же динамика по локациям была и в фильме Кристиана Петцольда «Ундина», который можно смело назвать признанием в любви Берлину. В картине Шрадер город хоть и остается на заднем плане, но становится лейтмотивом непростых отношений Альмы и Тома (Дэн Стивенс). Городские пейзажи с первыми опавшими листьями дополняет изящный саундтрек Тобиаса Вагнера, напоминающий композиции Яна Тьерсена образца 2000-х.В общем, главный прием, используемый Шрадер, совсем не нов. Мы уже видели, что происходит с людьми, которые пытаются построить отношения с идеальными партнерами, будь то робот, программа или воплощение их собственного воображения. Например, в «Она» Спайка Джонса. Обычно в кино идеальным партнером становится женщина, что прекрасно вписывается в многолетнюю работу режиссеров-мужчин по созданию совершенного женского образа, которому можно как поклоняться, так и низвергать с пьедестала. Но каким должен быть идеальный мужчина по версии женщин? Удивительно, но раньше западных коллег эту мысль обыграли в российской комедии «(Не)идеальный мужчина» Марюса Вайсберга (постановщик нескольких фильмов от студии «Квартал 95»), правда, с печальным результатом. Шрадер тоже подходит к этому вопросу в комедийном ключе, но, как это обычно бывает, за фасадом комедии скрывается драма.Во время создания образа своего героя Дэн Стивенс вдохновлялся классическими голливудскими актерами типа Кэри Гранта и Джимми Стюарта. Отсюда подчеркнутая старомодность Тома, чувственный баритон и стеганый халат с бархатными мокасинами. Стивенс прекрасно владеет немецким, и, хотя в фильме шутят по поводу его британского акцента, нетренированное ухо, конечно, ничего не заметит. Том готовит бранчи, организовывает ванну с лепестками роз и шампанским, угощает всех пончиками и целует женщинам руки. В общем, наверное, много женщин хотели бы утром увидеть голубоглазого Стивенса в халате нараспашку, заботливо наливающего вам горячий кофе. Но только не Альма (Марен Эггерт). Она мастерски отражает все галантные выпады Стивенса, демонстрируя фирменную немецкую невозмутимость, за которой прячутся ранимость и грусть. Для ее героини дружелюбный робот Том - напоминание о том, о чем она так долго хотела забыть. В противоположность старомодной машине Альма - современная самостоятельная женщина, которая привыкла жить одна. Она резонно замечает, что двигателем человеческих отношений являются недостатки, и только притираясь друг к другу и учась находить общий язык, мы действительно можем достигнуть гармонии. В целом концепция того, что ты встречаешься с человеком, чья личность полностью подстроена под твои потребности, неестественна. Хотя смущает далеко не всех. Так, Альма знакомится с еще одним участником эксперимента, 62-летним судьей, который очень доволен своей искусственной партнершей. Но где кроется грань между партнером, идеально подходящим под наш характер, и партнером, который просто беспрекословно выполняет наши нужды? Тот ли это идеал, который мы ищем? И режиссер здесь явно выступает за естественность, а не погоню за совершенным образом.РЕЗЮМЕ: интрига фильма состоит не в том, удастся ли Тому найти путь к сердцу Альмы, или в моральном аспекте отношений с искусственным интеллектом - эти вопросы интересуют Шрадер только косвенно. Главная же тема картины - наша способность доверять другим и умение извлекать опыт из прошлого, даже если оно очень болезненное. Иногда отказ от чего-то - наш осознанный выбор, а иногда - возможность пойти по пути наименьшего сопротивления. Для Альмы отношения с роботом - это разговор с самой собой, но так можно сказать вообще про любые отношения. Шрадер не хочет упрощать задачу ни себе, ни зрителю и оставляет многие вопросы в этой, казалось бы, простой истории маленького человека (и робота) открытыми. «Я твой человек»  получился забавным, чувственным, личным и как будто слегка неуловимым, отчего о нем хочется думать все больше..

 подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *