Рецензия на фильм “В обiймах брехнi” (“В объятиях лжи” Greta) (2281)

Грета, которая желает вам добра…

Нил Джордан снова с нами. Последний раз оскароносный сценарист и режиссер выпускал свою работу в 2012 году — мрачную современную готику “Византия” про вампиров. Его новый проект обходится без потусторонних сил — но такой же чувственный, завораживающий и пугающий, как все, к чему прикасается Джордан (а это “Интервью с вампиром”, “Ундина” и “Завтрак на Плутоне”). В украинском прокате картина получила банальное название, которое быстро вылетит у вас из головы, но не ведитесь. Это - Грета! И она займет достойное место в одном ряду с “американским психопатом” Патриком Бейтманом и Алекс Форрест из “Рокового влечения”…В главных ролях - Изабель Юппер, Хлоя Грейс Морец, Майка Монро, Стивен Ри, Джейн Перри, Джефф Хиллер, Паркер Сойерс. Хронометраж – 01:38. Мировая премьера – 06.09 2018. Премьера в Украине – 21.03.2019 (“Вольга Украина”). Оценка www.kino-nik.ru 6/10

О ЧЕМ КИНО: Френсис (Хлоя Грейс Морец) переехала из Бостона на Манхеттен после смерти матери. Она снимает роскошный лофт вместе с Эрикой (Майка Монро), работает официанткой в не менее роскошном ресторане и чувствует себя одинокой. Однажды Френсис находит в метро забытую сумочку — и как честная девушка идет возвращать ее владелице. Грета Хидег (Изабель Юппер) оказывается милой француженкой, не менее одинокой, чем Френсис — так что обе быстро находят общий язык и начинают дружить: вместе гулять, готовить, ужинать. Идиллия заканчивается, когда Френсис случайно обнаруживает в шкафу Греты ряд одинаковых сумочек с именами девушек. Напуганная, она пытается прервать все контакты с Гретой — но не тут-то было. Грета уже проникла в жизнь Френсис и не собирается отпускать ее так просто…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: украинское прокатное название “В обiймах брехнi” является в какой-то степени спойлером, хотя жанр мелодраматического триллера и приглашение французской актрисы Изабель Юппер на заглавную роль иностранки Греты, давно живущей в Нью-Йорке, сразу же заставляют предположить, что события в фильме начнут развиваться явно не по трогательному сценарию якобы о дружбе двух разновозрастных женщин. Благодаря образу одержимой femme fatale в этой ленте ирландца Нила Джордана, кто-то вспомнит например, “Роковое влечение” англичанина Эдриана Лайна, но логичнее было бы сопоставить с картиной “Одинокая белая женщина” француза Барбе Шрёдера, тоже снятой в США.
Новая картина Джордана снята после сравнительно долгого шестилетнего перерыва, а ведь раньше он творил более интенсивно. И, наверно, можно обнаружить в “Грете” (рабочее название было другим – “Вдова”, что отчасти отсылало к известному понятию “чёрная вдова”) приметы некоторой усталости художника, особенно проявляющейся в последней трети картины, когда автор практически предлагает несколько финалов, никак не в состоянии выбрать лишь один из них, действительно верный и не вызывающий вопросов. Первую половину фильм отчаянно прикидывается обычной драмой, но постепенно градус безумия повышается, и к финалу “Грета” выходит победителем в номинации “Кино, которое может стать культовым”. Бесспорной удачей этого фильма Нила Джордана является то, что Изабель Юппер напрочь переигрывает своих молодых партнёрш и создаёт чуть ли не инфернальную особу на экране, даже если принять во внимание, что прежде она сыграла немало “дьявольских стерв” в кино. Но её Грета Хидег, вроде как имеющая венгерское происхождение, оказывается поистине “монстром во плоти”, куда похлеще тех вампиров, которые были героями двух лент Джордана. В данном случае значима узнаваемость человеческого зла - и это при том, что трудно догадаться об изощрённой жестокости, таящейся в конкретной персоне, которая поначалу вызывает симпатию и сочувствие. В принципе, такой поворот событий соответствует мотиву “рядом с врагом”, активно разрабатываемому в американском кинематографе на рубеже 80-90-х годов. Нил Джордан словно пожелал вернуться на десятилетия назад, поскольку и в его ранних картинах тоже просматривались признаки подобного, не сразу замечаемого “зла по соседству”. Хотя для кого-то покажутся несколько старомодными отдельные художественные решения в “Грете” / “В обiймах брехнi” - например, в музыкальном сопровождении, особенно в чрезмерном использовании сочинения “Грёзы любви” Ференца Листа. Но вот фрагмент из “Времён года” Антонио Вивальди звучит явно неожиданно, лишь усиливая эффект воздействия…
РЕЗЮМЕ: Нил Джордан переложил на экран классическую европейскую сказку про ведьму, приманивающую наивных детишек хлебными крошками в свой пряничный домик. В украинском прокате картина получила банальное название, которое быстро вылетит у вас из головы, но не ведитесь. Это - Грета! И она займет достойное место в одном ряду с “американским психопатом” Патриком Бейтманом и Алекс Форрест из “Рокового влечения”…
подготовил Николай Лежнёв

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *