Рецензия на фильм «Тори и Локита» (film Tori et Lokita) (3761)

Криминальная драма об африканских мигрантах…

Представить конкурс Каннского фестиваля без нового фильма братьев Жан-Пьера Дарденн и Люка Дарденн уже невозможно. Вторая картина тандема, «Обещание», участвовала в «Двухнедельнике режиссёров» в 1996 году. А с 1999-го премьеры бельгийского дуэта неизменно проходят в главной программе престижного киносмотра. «Розетта» и «Дитя» принесли Дарденнам «Золотые пальмовые ветви». Трёх нет ни у кого, так что последние 15 с лишним лет бельгийские режиссёры приезжают в Канны на правах патриархов мирового кино - главный приз им всё равно уже не достанется, но не позвать тоже нельзя. В главных ролях - Мбунду Джоэли, Пабло Шильс, Клер Бодсон, Шарлотта Де Брёйне,Тимен Говертс, Надеж Уэдраого, Батисте Сорнен, Албан Укай, Марк Зинга. Хронометраж - 01:28. Премьера - 24.05.2022 (Каннский кинофестиваль). Оценка www.kino-nik.com 6/10


О ЧЕМ КИНО: африканские дети Локита (Мбунду Джоели) и Тори (Пабло Шильс) приехали в Бельгию в поисках лучшей жизни. Девочке 15 лет, мальчику - 9. Локита и Тори познакомились на корабле, который следовал в Европу. Чтобы получить вид на жительство, им нужно доказать, что они брат и сестра. Это не так, но уж больно тёплые у детей отношения, так что взрослые готовы поверить. Процесс затягивается, а делать ДНК-тест Тори и Локита наотрез отказываются. Чтобы прокормить себя и отправить деньги родственникам домой, мальчик и девочка устраиваются на работу в пиццерию, которая служит прикрытием для наркоторговли…

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: два последних фильма Дарденнов - не самые удачные и вымученные «Неизвестная» и «Молодой Ахмед» (тоже посвящённые проблемам мигрантов) - заставляли думать, что режиссёры-гуманисты сдулись и перестали тонко чувствовать социальные проблемы бельгийского общества. Если бы не безупречная репутация, можно было бы даже обвинить авторов в конъюнктуре и попытке удовлетворить фестивальных отборщиков злободневными темами. К счастью, «Тори и Локита» доказывают, что Дарденны всё ещё в хорошей форме. Режиссёры прекрасно понимают этическую проблему, встающую на съёмках фильма о переселенцах. Пожилым успешным европейским мужчинам Дарденнам не приходилось проходить испытания, выпавшие на долю Тори и Локиты, поэтому авторам было важно погрузиться в тему. При подготовке к производству Дарденны в течение нескольких лет общались с мигрантами-подростками из Африки и психологами и психиатрами, которые работают в Бельгии с выходцами из других стран. Режиссёры говорят, что у главных героев есть сразу несколько прототипов, а показанная в фильме история сложилась из рассказов детей-мигрантов.

Если мигранту нет 18 лет, ребенка могут отправить учиться в школу или поселить в европейской семье. Но стоит достичь совершеннолетия, как никто помогать гостю не будет. Ни у Тори, ни у Локиты нет родственников в Бельгии. Каждый из них чувствует одиночество и потребность в семье, ежедневной заботе, осознании того, что рядом кто-то есть. Стать братом и сестрой - единственный выход, возможность всегда быть вместе и вдвоём проходить через мрачные будни. Для них родственные связи не игра или попытка обойти бюрократические препоны и надурить наивных европейцев. Вовсе нет, лишь несколькими убедительными трогательными сценами Дарденны показывают, как Локита на правах старшей сестры заботится о Тори, а мальчик скучает по девочке, если не видел её уже сутки. Оказавшись на спрятанной в подвале бывшего завода плантации марихуаны, Локита отчаянно ищет способ позвонить брату (телефон у девочки отобрали), понимая, как мальчику важно услышать голос сестры. В попытках осмыслить новый формат семьи Дарденны близки Хирокадзу Корээде. Как и «Магазинные воришки», «Тори и Локита» представляют по-настоящему близких людей, у которых нет родственной связи. Семья - те, кого ты любишь, кто тебя окружает.

Как и всегда у Дарденнов, живая и очень подвижная камера ни на секунду не отстаёт от героев. Крупные планы позволяют в полной мере прочувствовать положение Тори и Локиты, отследить малейшие изменения на лицах детей. Режиссёрам принципиально важно заставить сытых и довольных зрителей примерить на себя роль незваных гостей в чужой стране. Приём это не новый, но зачастую авторы, стремящиеся к реализму, увлекаются манипулятивными сценарными ходами. «Тори и Локита» - лаконичное кино, лишённое излишнего драматизма. Ничего добавлять к истории главных героев не нужно, положение мигрантов трагично, как оно есть. При плотном социальном фундаменте «Тори и Локита» смотрится как приключенческое кино о детях в непростых обстоятельствах. Если бы это была безобидная игра, а не суровая реальность, перед нами была бы вариация «Останься со мной» Роба Райнера. Мальчик и девочка рискуют каждый день, но то ли в силу юного возраста, то ли из-за безвыходности положения даже не задумываются о том, что шутки с наркодилерами заканчиваются плохо. (Максим Ершов)

РЕЗЮМЕ: если вы никогда прежде не видели фильмов братьев Дарденн, «Тори и Локита» - отличный вариант для знакомств. Картина не перегружена смыслами, понятна и актуальна. Сегодня мигрантский кризис в Европе отошёл на второй план из-за ещё более страшных событий, но приехавшие на другой континент в поисках дома дети и взрослые никуда не пропали, а по-прежнему сталкиваются с утомительными бюрократическими процедурами и вынуждены искать незаконные способы заработка. Через частную историю авторы рисуют масштабную проблему, показывая мир глазами мигрантов. Достаточно оглянуться по сторонам - труд приезжих по-прежнему остаётся незамеченным, а их неприятности мало кого волнуют. Дарденны художественными средствами учат зрителей относиться человечно ко всем и пытаться встать на сторону другого. Нехитрое, но очень нужное упражнение..    

подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *