Рецензия на фильм “Свистуны” (The Whistlers) (2516)

Премьера фильма “Свистуны” румынского режиссера Корнелиу Порумбою состоялась на Каннском фестивале. Его новая работа оказалась лихим жанровым фильмом и одновременно чем-то куда большим. В главных ролях - Влад Иванов, Катринель Менгия, Родика Лазэр, Агусти Вильяронга, Сабин Тамбреа, Иштван Теглас, Кристобаль Пинто, Антонио Буиль, Джордже Пистерьяну, Андрей Чиопец. Хронометраж – 01:37. Мировая премьера – 18.05.2019. Премьера (РФ) - 02.12.2019. Оценка www.kino-nik.ru 6/10

О ЧЕМ КИНО: Миклован Кристи (Влад Иванов), коррумпированный полицейский из Бухареста прибывает на солнечный остров Гомера. Двойной агент поневоле, он сначала спелся с крупным мафиозо, а когда был разоблачен коллегами, сбежал на край света. Тут ему предстоит выучиться художественному свисту и стать другим человеком, освободившись от пут обязательств. Но он без памяти влюбляется в прекрасную Гилду (Катринель Менгия), роковую женщину, связанную с преступным бизнесом. Ради нее он готов на любую авантюру.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: румынский комиссар Миклован Кристи (Влад Иванов) с мертвенно серьезным лицом сходит с парома на острове Ла-Гомера под песню Игги Попа Passenger. «Жемчужина Канарских островов» — предупреждает громкоговоритель порта. Кристи тепло встречают, избавляют от телефона (не нужен — везде прослушка!) и селят на вилле, где femme fatale Гильда (Катринель Менгия) и потомственный контрабандист Кико будут усиленно учить его языку свиста. Сильбо гомеро, он же язык гуанчей — птичьи трели партизан, тайное знание, овладев которым, Кристи должен вернуться на родину, в дорогой Бухарест, где томится в кутузке его подельник Жолт, хитрец, спрятавший тридцать мафиозных миллионов, отмытых на матрасной фабрике, и в матрасе же оттуда вывезенных, конечно. Жолт — правая рука таинственного босса Пако (его у Корнелиу Порумбою играет феноменальный испанский режиссер Агусти Вильяронга), Кристи — левая.
В Бухаресте прокуратура уже давно занимается этим делом: они прессуют Жолта и следят за всеми. Камеры — в спальне, гостиной и на кухне Кристи, он под колпаком. Всесильные румынские правоохранители под предводительством белокурой фурии Магды слушают телефоны, снимают выход рабочих с матрасной фабрики, напичкали микрофонами даже собственные кабинеты. Но бандиты не унывают: на далеких Канарах с поистине оперным размахом международным картелем готовится план возмездия — центральной музыкальной темой фильма становится Casta Diva.
За этой прелестно-придурковатой детективной интригой наблюдаешь совершенно остекленевшим взглядом. Дело даже не в том, что по большей части это до слез смешно, и полтора часа бьешь себя по ляжкам и хочешь научиться правильно свистеть. И не в том, что как-то особенно поражает блеск, с которым один из самых умных режиссеров румынской новой волны сводит сюжетные концы и складывает вполне себе жанровое кино, препарируя классические нуары, шпионские фильмы Хичкока, и, кажется, не гнушаясь даже Тарантино (оказалось, что Корнелиу Порумбою может это делать не хуже Содерберга.) А в том ощущении взаимной работы, диалога, который навязан зрителю под видом обманчиво простого остросюжетного кино. «Свистуны» — это фильм из детства. Кино — птичий язык из детства, на котором Порумбою пересвистывается со своими. Каждый кадр как пароль. Иногда совсем уж простой — вроде расхожей цитаты из «Психоза». Или румынского детектива «Комиссар полиции обвиняет» в телевизоре. Иногда посложнее — когда тайная встреча с паролями заносит героев в румынскую Синематеку, на экране мелькают «Искатели» Джона Форда. Порумбою не лишает себя удовольствия показать примерно минуту из великой сцены погони. «Искатели» — фильм о тех, кто сорвался с места и выпал из своего времени. «Свистуны» — тоже о потере почвы под ногами.
Миклована Кристи сыграл брутальный и пластичный Влад Иванов, любимый актер румынского кино: демонический доктор из «4 месяцев, 3 недель и 2 дней», игравший потом у того же Порумбою, у Сергея Лозницы и даже у Пон Чжун Хо в антиутопической саге «Сквозь снег». Его герой легко пересекает меридианы и параллели, не меняя невозмутимого выражения своего пост-советского лица, главную героиню — переходящий приз Гильду — играет международная румынская модель Катринель Менгия. В сопродюсерах фильма — десять человек со всех концов света. Корнелиу Порумбою, еще недавно очень системно изучавший ограничения, которыми по рукам и ногам связаны люди, демонстративно заканчивает с этими штудиями, отменяет границы и визы, переводит родной румынский на канарский свист, внедряя себя и Румынию заодно (о корнях забыть невозможно) в глобальный кинематографический миф…
подготовил Николай Лежнёв

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *