Рецензия на фильм “Правда” (La verite) (2518)

Обязательная подробность про фильм «Правда» — это первая неяпонская режиссерская работа Хирокадзу Корээды, для него это такой фильм, который он наконец-то может себе позволить финансово после «Золотой пальмовой ветви» за «Магазинных воришек» в 2018 году. И в самом деле, такое кино выглядит резоннее именно на французской почве, ведь это очередной, следующий за «Однажды в… Голливуде», любовный оммаж самому кинематографу, и где же его снимать, как не на родине Люмьеров. В главных ролях - Катрин Денёв, Жюльет Бинош, Итан Хоук, Людивин Санье, Рогер Ван Хол, Жакки Берруайе, Лорен Капеллуто, Кристиан Крахай. Хронометраж – 01:46. Премьера – 28.08.2019 (Венецианский кинофестиваль) Мировая премьера – 19.10.2019. Премьера (РФ) – 06.02.2020. Оценка www.kino-nik.ru 6/10

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: фильм Хирокадзу Корээды построен вокруг автопародии 75-летней Катрин Денёв на себя: в комнате ее героини даже стоит не особо видоизмененный постер «Дневной красавицы» Бунюэля, которую аккуратно переименовали в «Парижскую красавицу». Фабьен — великая актриса, по-прежнему любима и зависима от этой любви, но на правах народной артистки Пятой республики: слишком заслуженная и немолодая, чтобы ей давали главные роли. Вокруг нее остались только агент, который, обидевшись на то, что о нем нет ни строчки в ее новой книге мемуаров, увольняется, и еще бойфренд (хотя вернее — олдфренд), нужный ей больше как кухарка, чем как любовник. Они любят ее за артистические достижения, а на самом деле — просто любят кино и служат ему почти что по-монашески.
Но главной героиней оказывается все же не она и ее то угасающий и пропадающий, казалось бы, уже насовсем, то снова расцветающий после предварительного примирения с дочерью актерский талант, являющийся своеобразным макгаффином, сокровищем, которое никому не показать и про которое даже не ясно до конца, есть оно на самом деле или нет. Нет, протагонисткой является неприкаянная дочь Люмир (Жюльетт Бинош), хорошая, кажется, сценаристка, пишущая реплики даже собственной дочери, чтобы она сыграла перед бабушкой любящую внучку. Она уехала от, как ей видится, деспотичной матери в Америку и вышла замуж за, как он себя сам представляет, второстепенного телевизионного актера (Итан Хоук). Таким образом она бросает вызов и его амбициям и амбициям матери, которая видит смысл существования лишь в кино, а мужчин воспринимает как приложение к ее жизни, если не как прислугу (а это, несомненно, любопытный профеминистский разворот в исполнении Корээды), и поэтому слегка пренебрежительно относится к выбору дочери.
Корээда сопоставляет две правды: актерскую правду имени Станиславского, в которую режиссеры верят или не верят, и иллюзорную правду воспоминаний о семейных дрязгах, которые с высоты лет видятся куда более неприятными, чем были на самом деле. Фабьен снимается в очередном фильме, который все никак ей не дается, потому что одна актриса, звезда фильма, напоминает ей конкурентку ее молодости, погибшую в автоаварии, а Люмир невольно выступает на правах агента матери, раз уж предыдущий ушел. Уют почтенного дома противопоставлен искусственности съемочного павильона, окрашенного отблесками ярких хромакейных цветов.
Несмотря на привычность реалий, в мире Корээды есть место и едва заметной магии. Например, весь фильм бабушка разыгрывает внучку и утверждает, что она волшебница, а приходящий изредка за деньгами бывший муж Пьер, отец Люмир, ее волей превращается в гигантскую черепаху-тезку, живущую во дворе. Корээда снимал, пожалуй, чрезмерно формалистски, излишне низко по японским обычаям кланяясь в пояс французской актерской школе. Он много театральничает, подолгу любуясь выразительными актрисами, которые разыграли бы такой нехитрый сюжет и без его помощи. Это просто фильм, он не плохой и не хороший, не пустой и не полный. Да, в паре сцен Корээде удалось импортировать в Париж поэтику хайку. В середине фильма Денёв под осенним листопадом выгуливает собаку и лирично, в одиночестве, сидит за столиком любимого китайского ресторана, наблюдая за чьим-то днем рождения. А ближе к финалу режиссер сталкивает Фабьен с внучкой, унаследовавшей актерский талант бабушки и, неожиданно, матери, которая, как выясняется, тоже хотела стать актрисой, но, проглядев все детство на звезду, передумала. Но на этом красивом моменте Корээда остановиться не может: сентиментальность, заложенная в сюжет фактом неизбежного общесемейного примирения, влечет за собой приторный хеппи-энд, который ощущается избыточным…(Егор Беликов)
РЕЗЮМЕ: картина оказывается лишь соответственной фестивальному стереотипу о фильмах открытия: для этой позиции в каннско-венецианской драматургии выбирают покладистые ленты с представительным актерским составом, которые быстро стираются в памяти другими конкурсными работами, и такая судьба, кажется, ждет «Правду» Хирокадзу Корээды.
подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *