Рецензия на фильм «Субурбикон» (Suburbicon) (1736)

В конце 1990-х братья Итан и Джоэл Коэны обратились к Джорджу Клуни со сценарием об образцовой белой семье Гарднера Лоджа - они видели Клуни в роли главы семейства, однако проект так и остался лежать на полке. Вместе со своим постоянным соавтором Грантом Хесловом Клуни стряхнул с него пыль, перенес действие в 1959 год, главную роль отдал Мэтту Дэймону и придумал Лоджам соседей — афроамериканцев Мейерсов, чье появление вызывает в городке Субурбиконе настоящую панику. В ролях - Джулианна Мур, Оскар Айзек, Ноа Джуп, Лейт М.Берк, Карима Уэстбрук, Гленн Флешлер, Меган Фергюсон, Джек Конли, Гэри Басараба, Майкл Коэн. Хронометраж - 01:45. Мировая премьера - 02.09.2017. Премьера в Украине - 16.11.2017 (ArtHouse Traffic). Оценка www.kino-nik.ru 6/10

О ЧЕМ КИНО: добро пожаловать в солнечный Субурбикон! В прекрасный тихий городок в самом сердце Америки. Счастливые семьи. Недорогие миленькие дома. Ухоженные газоны. Воплощение американской мечты. Чудесную жизнь городка внезапно прерывает шокирующее, из ряда вон выходящее событие — образцовая семья Лоджей переживает вторжение в их семейное гнёздышко - их соседями становится семья афроамериканцев Майерсов. Это событие толкает на худшие поступки в их идиллической жизни — шантаж, месть и предательство...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: в конце 1990-х братья Итан и Джоэл Коэны обратились к Джорджу Клуни со сценарием об образцовой белой семье Гарднера Лоджа, за идеальным белым забором которой водятся настоящие черти. Режиссеры видели Клуни в роли главы семейства, однако проект так и остался лежать на полке. Вместе со своим постоянным соавтором Грантом Хесловом Клуни стряхнул с него пыль, перенес действие в 1959 год и придумал Лоджам соседей — афроамериканцев Мейерсов, чье появление вызывает в городке Субурбиконе настоящую панику. Сюжет про Мейерсов Клуни взял из реальной жизни: в 1957 году в Левиттауне, Пенсильвания, жители поступили похожим образом, объявив войну чернокожим соседям. Именно с появления Мейерсов (Лейт М.Берк и Карима Уэстбрук) — после обстоятельной рекламы Субурбикона, идеального города для идеальной жизни в идеальных домах и с идеальными школами, больницами и супермаркетами — и стартует фильм Клуни. Опрятные домохозяйки сворачивают шеи, дружелюбный почтальон цепенеет. Чистый расовый состав (100% белых американцев) нарушен. От молчаливого неодобрения и косых взглядов обитатели Субурбикона скоро переходят к решительным действиям. Впрочем, Клуни будет возвращаться к Мейерсам изредка. За соседним забором происходит кое-что поинтереснее.
Там живет Гарднер Лодж (Мэтт Дэймон) вместе с прикованной к инвалидной коляске женой Роуз (Джулианна Мур) и смышленым, но не очень общительным сыном Ники (Ноа Джуп). Однажды ночью, когда у Лоджей гостит сестра-близнец Роуз, Маргарет (тоже Джулианна Мур), в дом врываются два невероятно странных грабителя и усыпляют семью с помощью хлороформа. Роуз так и не оклемается, а Маргарет не без удовольствия готова занять место сестры: "Ребенку нужна мама". Ники, который успел подружиться с соседским мальчиком, сыном Мейерсов, начинает подозревать, что папа и тетя явно что-то недоговаривают.
"Я не против черных, но они должны сначала соответствовать нашему уровню", — на голубом глазу заявляют журналистам домохозяйки, добавляя, что переехали сюда именно ради белого сообщества. Вокруг дома Мейерсов постепенно вырастает забор, его день и ночь окружает толпа, скандируя лозунги и распевая песни. Соседей отказываются обслуживать в местном магазине, где работает Маргарет, уже осветлившая волосы, чтобы стать копией блондинки Роуз. История с нападением на Лоджей кажется подозрительной и инспектору страховой компании Баду Куперу (Оскар Айзек). Его визит и беседа с Маргарет — это едва ли не самая яркая сцена в картине, умудряющейся переносить коэновские ситуации и диалоги на экран с дьявольской серьезностью. Во время просмотра сложно удержаться от желания пофантазировать, каким смешным "Субурбикон" стал бы в руках Коэнов-постановщиков.
Конечно же, Гарднер Лодж — типичный для творчества Коэнов неудачник с мечтами о безоблачном будущем на курортном острове и отлично продуманным планом, который неизбежно летит к чертям. Однако он начисто лишен обаяния, а значит, и авторского сострадания, к которому так легко подключиться зрителям, тоже иногда мечтающим про острова. Противопоставляя на протяжении всего фильма две соседские семьи — добропорядочных афроамериканцев и вполне себе монструозных белых Лоджей — и оттеняя кровавую развязку детективной линии Гарднера и Маргарет жестоким нападением жителей Субурбикона на дом Мейерсов, Клуни делает плоскими и тех, и других. Вместо цельного сюжета — на экране заурядный коллаж.
Снимали "Субурбикон" в Лос-Анджелесе в прошлом году, как раз в период президентской кампании. Никто из авторов не мог предположить, что победителем на выборах станет Дональд Трамп, а в августе в штате Вирджиния всего за пару недель до премьеры фильма Клуни в Венеции пройдут митинги ультраправых и националистических групп. "Мы были уверены, что снимаем кино о том, что случилось в прошлом", — говорила Джулианна Мур в интервью The Hollywood Reporter. А получилось, пусть и только наполовину, про сегодня. американские критики приняли новую картину Клуни прохладно. "Субурбикон" ругали за легковесность, беззубость и манерность, хотя именно своим желанием сделать картину злее и агрессивнее Клуни объяснял ее реалистичный тон. "Сцены с участием Мейерсов как будто из другого фильма", — справедливо замечали рецензенты. Склеить две линии без швов получается лишь в финале, когда Клуни наконец-то удается намекнуть на то, что идеальная, стопроцентно белая среда и есть тот удушающий, упакованный в консервную банку мир, из которого Гарднеру захотелось сбежать на острова. Просто он сам так и не понял почему...
РЕЗЮМЕ: творческий альянс Клуни/Коэны рекламной кампанией "Субурбикона" настраивал зрителя на комедию с элементами экшена, где в центре всего — эдакий смешной Мэтт Дэймон в нелепых очках, который смешит аудиторию ездой на детском велосипеде. По факту, у авторов получился фильм, в глубину которого не каждый зритель захочет погрузиться...
 подготовил Николай Лежнев

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *