Рецензия на фильм «Сигнал бедствия» (film Mayday) (3492)

Страна ОЗлобленных женщин…

Постановщица-дебютантка Карен Чинорре (которая написала и сценарий фильма) решилась на рискованный, но все же довольно обаятельный концепт: феминисток она переодела в солдатскую форму (по крою похожую на наряды из картин Уэса Андерсона) и отправила буквально на фронт сопротивления. Ее армия не рвется на баррикады, как в день взятия Бастилии, а скорее представляет собой партизанское движение травмированных уже совершившимся насилием - моральным, физическим, сексуальным (все самое страшное всегда происходит за закрытыми дверями - об этом нам напомнили в прологе). Заявленное идеологическое противостояние, которое можно списать на радикализацию любого активистского и социального движения, не то чтобы отступает, но меркнет перед тем, как «Сигнал бедствия» сочинен. В главных ролях - Грэйс Ван Паттен, Миа Гот, Хавана Роуз Лью, Теодор Пеллерен, Джульетт Льюис, Франо Маскович, Златко Бурич, Франческо Пьячентини-Смит, Натаниэл Аллен. Хронометраж - 01:40. Премьера (мир) - 31.01.2021. Цифровой релиз - 02.11.2021 («Вольга»). Оценка www.kino-nik.com 6/10

ЖЕНСКОЕ МНЕНИЕ: надвигающийся шторм рискует помешать свадьбе: невеста (Миа Гот) утирает слезы в уборной, официантка Анастасия (Грэйс Ван Паттен) пытается ее то ли успокоить, то ли уговорить сбежать, а уборщица (Джульетт Льюис) протягивает платок. Где-то на кухне кондитер убаюкивает последние розочки на подоле торта, а повар Дмитрий (Теодор Пеллерен) готовится снять фартук и стать певцом на вечер. Жениху не помешают ни погодные условия, ни излишнее внимание со стороны персонала - бракосочетание состоится, а все, кто против, пусть замолчат навек. Удар стихии, выключенное электричество или сбитый ориентир морального компаса позволяют Ане через туннель в духовом шкафу (почти как в сказке братьев Гримм) оказаться на дивном острове, застрявшем вне географии и всех возможных течений - северных, политических и временных.

«Сигнал бедствия» работает по правилам «Волшебника страны Оз»: все лица, окружающие Ану в рутине, находят свое альтер эго в райском крае, куда попадает девушка: она встретит и невесту, и фотографа, и кондитера, и даже уборщицу на побережье острова амазонок. Вокруг идет война: женщины против мужчин. Конфликт медленно тлеет, постепенно вытягивая силы из враждующих. Молодые девушки учатся стрелять из снайперской винтовки, определять прогноз бурь по метеозонду и пользоваться рацией на заброшенной подводной лодке  - словно сирены, они заманивают моряков и летчиков на верную смерть.

Постановщица-дебютантка Карен Чинорре (которая написала и сценарий фильма) решилась на рискованный, но все же довольно обаятельный концепт: феминисток она переодела в солдатскую форму (по крою похожую на наряды из картин Уэса Андерсона) и отправила буквально на фронт сопротивления. Ее армия не рвется на баррикады, как в день взятия Бастилии, а скорее представляет собой партизанское движение травмированных уже совершившимся насилием - моральным, физическим, сексуальным (все самое страшное всегда происходит за закрытыми дверями - об этом нам напомнили в прологе).

Заявленное идеологическое противостояние, которое можно списать на радикализацию любого активистского и социального движения, не то чтобы отступает, но меркнет перед тем, как «Сигнал бедствия» сочинен. Картина - полтора часа бесконечного любования феминностью, бликами солнца и ветром, путающимся в кудрях. В голове отрядом пронесутся фильмы, родственные по духу: это и «Пикник у висячей скалы», но с горькими крупицами «Повелителя мух», и «Женского мира» Аманды Крамер, и «Невинность» Хадзихалилович. Камера оператора Сэма Леви (мужа режиссерки Чинорре) до этого рисовала портреты Греты Гервиг в «Милой Фрэнсис» и Сирши Ронан в «Леди Берд», а теперь неотрывно следит за силуэтами воинственных девиц: солирующей рыжеволосой Грэйс Ван Паттен, инди-принцессы Мии Гот, французской певицы Soko (Стефани Соколински) и, как всегда, заряжающей электричеством пространство вокруг Джульетт Льюис. Женщины, подающие надежды, прыгают с обрыва в море, перешептываются по ночам и разве что не заплетают друг другу косички. Насколько этот мирок уютен и безопасен, настолько же наполнен постоянным ожиданием нападения. И если общая трактовка расстановки сил по Чинорре может вызывать споры, то это свербящее где-то в груди чувство вечного ожидания бури посреди штиля ей удалось передать довольно точно. Даже на клочке земли абсолютного благоденствия девушки вечно спинным мозгом чувствуют приближение угрозы, исходящей в большинстве случаев от мужчин. Разумеется, ближе к финалу обида и злость отступят, а Ана поймет, что где-то на том берегу ее возращения ждет Дмитрий (забавно, что имена у них такие же, как и у главных героев анимационного фильма «Анастасия», и даже платье официантки-солдатки похоже). И дело, конечно, не в общем, а в частном: через лиричную фантасмагорию Чинорре еще раз проговаривает, что феминизм - это прежде всего возможность личного выбора для каждой. Постепенно ее героиня в этой причудливой истории взросления наращивает броню — не из металла, но из моральных принципов, — которая позволит ей самостоятельно преодолеть любой шторм. (Настасья Горбачевская)

МУЖСКОЕ МНЕНИЕ: Для Карен Чинорре «Сигнал бедствия» — дебютная полнометражная работа в качестве постановщицы (она же отвечала за сценарий картины). Фильм показали в основной программе «Санденса»…«Мэри. Альфа. Янки. Дельта. Альфа. Янки» - слова, открывающие картину. На экране десантируется солдат. Пролетая облака, камера стремительно приближается к водной глади и… главная героиня (Грэйс Ван Паттен) просыпается от стука в окно автомобиля. Разбудил Анастасию Дмитрий (Теодор Пеллерен), так как настало время выходить на смену официанткой банкетного зала. Сегодня состоится роскошная свадьба. Организация должна быть превосходной. Помятая Ана заходит в помещение, а Дмитрий переквалифицируется из повара в музыканта. Ночная смена закончена, и теперь он будет играть на свадьбе. Подготовка мероприятия почти завершена, но гроза вырубает электричество. Жених недоволен, персонал мельтешит, пытаясь устранить проблему, а растерянная невеста просит Анастасию помочь ей дойти до уборной. Судя по виду, замуж девушке совершенно не хочется. Тут в женский туалет врывается вечно злой на главную героиню метрдотель и в очередной раз срывает злость на Ане, напоминая, что она никто. Нервы Анастасии не выдерживают давления и жестокого обращения со стороны начальства, и в конечном итоге девушка залезает в шкаф, только не платяной, а духовой. Словно в книгах Клайва Льюиса и Льюиса Кэрролла, Анастасия перемещается в сказочное место. Теперь она на острове, вокруг которого бескрайний океан. В этом мире идёт жестокая война женщин и мужчин. Анастасию на берегу встречает девушка с лицом невесты по имени Марша (Миа Гот) и отвозит её на заброшенную военную подлодку-базу, где Ана знакомится с Беатрисой (Гавана Роуз Лью) и Гертрудой (Стефани Соколински). Девушка получает военную форму и вступает в ряды сопротивления. Теперь четверо амазонок должны противостоять каждой особи мужского пола. Современные Сирены с помощью рации посылают сигнал бедствия, а откликнувшихся мужчин направляют прямиком в бурю.

 В целом понятно, какой повесткой наполнен фильм. Это фантасмагория режиссёрки на тему феминизма. Женщины - сильные и независимые. Они могут за себя постоять и выжить в жестоком мире, но для этого нужно сплотиться и объединить силы против общего врага - мужчин. Поодиночке за закрытыми дверями они слабы, но вместе преодолеют любую преграду. В нашем обществе феминизм довольно важная и нужная тема. Современное кино старается уже несколько лет поднимать подобные вопросы на экране. Любой здравомыслящий человек не должен кривиться и плеваться, когда речь заходит о правах женщин. Каждый должен иметь одинаковые условия вне зависимости от гендера, однако в «Сигнале бедствия» это преподнесено очень радикально, грубо и неумело. С самого начала фильма зрителю не дают никакой информации. Об Анастасии, кроме того, что она работает официанткой, и того, что начальство её необоснованно смешивает с грязью, ничего неизвестно. Кто она такая? Почему ночует в машине? Кто для неё Дмитрий? (Хотя если вспомнить мультфильм «Анастасия», то этот вопрос отпадает).

По сути, для зрителей Ана и правда никто, по крайней мере такая картина рисуется в мире реальном. Когда же она переносится в место вдохновленное Нарнией, Страной Чудес и Страной Оз, то становится частью коллектива. Так сказать, из «никого» она превратилась в «кого-то», хоть и непонятно в кого. Ни Анастасии, ни зрителям опять ничего не объясняют. Что вообще происходит? Почему идёт война полов? Почему бы не взять в плен кого-то и поговорить? Почему, в конце концов, за весь фильм никто не испытывает потребность в еде? После недолгого вливания в коллектив Ане опять становится трудно, ведь Марша оказывается не той, за кого себя выдаёт. Когда Анастасия начинает сомневаться и задавать хоть какие-то вопросы, то лидерка женского сопротивления раскрывается как манипулятор.

Оказывается, она готова пойти на обман и предательство, лишь бы добиться поставленной цели. Девушка строила из себя защитницу, но как только Ана решила стать на собственный путь, то Марша напомнила ей, что Анастасия никто. Добавляются новые вопросы. Почему Марша так жестока? Что ею движет? Кто она вообще на самом деле? Можно сказать: «Ну это же фэнтези. Здесь автор Царь и Бог. Он создал этот мир, а значит волен вершить судьбу героев, как хочет. Это его мир, тут он придумывает законы». Никто не спорит, но только законы нужно объяснять, иначе творение никому не будет понятно. Войны не может просто быть. У всего есть начало, неужели трудно посвятить зрителя? Не говоря уже о других заданных вопросах. И вот на протяжении всего фильма и зрителя, и Анастасию мучает непонимание, но если на пару вопросов мы получим какие-то невнятные ответы, то большинство так и останутся витать в воздухе, словно чёрные птицы над островом.

   Люди с лицами из реального мира постоянно встречаются героине на острове. Кондитер, фотограф и даже уборщица оказываются втянуты в эту войну полов. И до конца непонятно, то ли остров - загробная жизнь Анастасии, которая совершила суицид с помощью духовки, то ли образ, созданный её мозгом, включившим сюда знакомые лица. С реальностью героиню связывают сны, где она, будто повторяя сцену из «Соляриса» едет по туннелю, в конце которого обязательно будет свет, дающий прозрение. Однако лиц Беатрисы и Гертруды в реальном мире зритель не увидит. Учитывая этот факт, и беря во внимание, что в начале фильма кондитер упоминает двух неких предшественниц Аны, не выдержавших работы, можно предположить, что Беа и Герт - те самые предшественницы. Девушки как раз перенеслись на остров до Анастасии. Тем более у всей троицы довольно необычные звучные имена и на острове каждая выполняет свою роль. Беатриса изучает погоду и запускает метеозонды, чтобы заранее знать, где в море бушует гроза. Она, словно муза Данте, является проводницей по Раю для женщин. Мужчинам же прокладывается не такой радужный путь. Герт, скорее всего прототип Гертруды Нивельской, которая считалась охранительницей путешественников. Но, как и в случае с Беатрисой, касается охрана только девушек. Мужчины-путешественники получают координаты, где им вряд ли удастся выжить. Ана - очевидная метафора на княжну Анастасию Романову, которой, по легенде, удалось чудом вырваться из рук смерти и прожить счастливую жизнь за границей. При всей метафоричности фильм остаётся довольно грубым и неказистым. Понятно, что фестивальное кино порой бывает необычным и странным, но «Сигнал бедствия» оставляет грубое высказывание режиссёрки на поверхности, а глубиной наполняет совершенно не те места. В фильме при среднем хронометраже герои особо не успевают раскрыться, но каких-то ненужных и непонятных сцен навалом. Например, совершенно неясно, почему на середине повествования фильм буквально на несколько минут превращается в мюзикл. Солдаты нелепо танцуют и прыгают, а потом резко пропадают. С одной стороны, сцену можно принять за галлюцинацию героини, но после глюков не остаётся реальных вещей, напоминающих о случившемся. Как итог, сцена лишь добавляет вопросов и ещё больше сбивает с толку.

Признаться, визуально фильм очень красивый. Камера оператора Сэма Леви показывает чудесные пейзажи острова и бескрайние морские просторы. Но главное, что выделяет камера - женская красота. Актрисы в кадре смотрятся потрясающе. Оператор ловит блики солнца на лицах девушек, снимает развивающиеся на ветру волосы, задерживается на сценах купания и восхищается движениями главной героини под водой. Сэм Леви просто любуется феминностью, наполняющей фильм, и делится наблюдениями со зрителем. Однако, что приятно для глаз, ушам не понять и со звуком у фильма проблемы. Голос не смешивается с внешними раздражителями, а наложен поверх. Не важно, что происходит на экране, речь персонажей будет громче выстрелов, ветра и волн.

Открывающие слова, зритель тоже часто слышит в течение фильма. Если прочитать слова по первым буквам, то получится «MAYDAY» (оригинальное название фильма), именно такой сигнал бедствия в апреле 1912 года посылал «Титаник». Девушки его используют, чтобы привлечь внимание мужчин и направить их суда (воздушные и водные) в эпицентр бури. Делают они это под девизом «Девушку никто не оставит в беде, поэтому точно кто-нибудь откликнется». И эта фраза абсолютно выбивается из всех логических понятий. Если мужчины не такие уж плохие и ни за что не оставят девушку в беде, то почему вы, словно амазонки, жестко убиваете каждого? Почему вы вообще думаете, что по ту сторону рации враги? Ответа зритель не получит. Видимо на девушек открывающие слова действуют, как на Зимнего солдата «Ржавый. Семнадцать. Рассвет. Печь…». Вообще, сомнительных фраз, режущих ухо в фильме навалом. Например, высказывание Марши «Героиня и психопатка - это одно и тоже». Ну как, соотносится с понятиями феминизма? Что и говорить о сексистских «Девчонки большую часть времени проводят на кухне» и «Дерёшься как девчонка». Слышать такое в фильме, который по задумке воспевает феминизм, как минимум странно. (Евгений Белоусов)

РЕЗЮМЕ: подводя черту хочется сказать, что у Карен Чинорре получился красивый, но очень посредственный дебют, наполненный отсылками и метафорами, которые непонятно как и на что работают. Актёрской игрой «Сигнал бедствия» особо не блещет. Лишь Джульетт Льюис выделяется из общей канвы. Фем-повестка получилась грубой и нелепой, а фильм непонятным, нелогичным и неумелым. Всё, о чем дебютантка хочет сказать, звучит на частоте, где шансов быть услышанной, практически нет. И в конечном итоге режиссёрка поддаётся на манипуляцию собственной героини. Марша гордо произносит: «Хватит терзать себя, делай это с другими» и Чинорре терзает зрителей…

 

 

подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *