Рецензия на фильм «Реинкарнация» (Hereditary) (1957)

Фильм Ари Астера - это жуткий хоррор с блестящим перформансом от Тони Коллетт, в очередной раз доказывающий, что напугать можно без всяких скримеров. В ролях: Гэбриел Бирн, Алекс Вулфф, Милли Шапиро, Энн Дауд. Хронометраж - 02:07. Мировая премьера - 21.01.2018. Премьера в Украине - 14.06.2018 (Мульти Медиа Дистрибушн) Оценка www.kino-nik.ru 7/10

О ЧЕМ КИНО: мать Энни Грэм (Тони Коллетт) всегда была женщиной замкнутой и нелюдимой, а в последние годы жизни она начала проигрывать битву за ясность сознания. И когда та умерла, Энни… ничего не почувствовала, благо что рядом были любящий и заботливый муж (Гэбриел Бирн) и двое их детей – Питер (Алекс Вулф) и Чарли (Милли Шапиро). Но через неделю после похорон могилу оскверняют, а затем семью Грэмов ждет совсем мрачный поворот.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: символично, что в Штатах «Реинкарнацию» прокатывает A24 – небольшая независимая компания, занимающаяся продвижением инди-кино. A24 не чурается самых разных жанров, от комедий до хорроров, и одним из главных их успехов на ниве страшного кино является «Ведьма» Роберта Эггерса – причудливо и скрупулезно стилизованный ужастик о фермерской семье в Новой Англии XVII века, которую рвет на части загчное проклятье.
«Реинкарнация» в общем и целом также укладывается в это определение, разве что только ее действие происходит в наше время. В остальном все очень знакомо: та же надломленная семья, где в беде все лишь отдаляются друг от друга, то же вязкое ощущение надвигающейся трагедии, то же презрение авторов фильма к низкопробным скримерам, без которых, как выясняется, тоже можно зацепить зрителя, было бы желание и талант.
Талант у постановщика и сценариста «Реинкарнации» Ари Астера определенно имеется – да, ближе к финалу фильм становится настолько фантасмагоричным и неожиданным, что это может спровоцировать нервные смешки (в западной прессе, наоборот, писали о гробовом молчании на фестивальных сеансах), но, с другой стороны, эта «доннидарковская» сюрность помогает ленте запомниться, выделиться на фоне однообразных жанровых опусов, построенных по примерно одной и той же схеме.
Вообще в «Реинкарнации» трудно понять, насколько Астер серьезен: с одной стороны, он вполне честно и искренне наблюдает за тем, как трагедия раскалывает казавшуюся идилличной семью (интересно, что ни один из персонажей не похож на идеального киногероя, у каждого есть «темная сторона», что тоже большое достижение и смелость!), с другой – прибегает к сюжетным поворотам и образам, сквозь которые все более и более отчетливо проглядывает сатирично-ироничная усмешка. Безусловно, нет никаких гарантий, что это самое «второе дно» появилось в картине осознанно, но в любом случае «Реинкарнации» оно очень идет – добавляет фильму еще несколько интересных граней и маскирует неизбежные пробелы в логике (если вы попытаетесь пройтись по событиям ленты уже после просмотра, то обнаружите, что многое осталось не объясненным или просто не очень логичным).
Также «Реинкарнацию» необходимо похвалить за то, как здорово чисто технически она сделана. Это и прекрасная операторская работа, и давящее звуковое оформление, и интересно выстроенные в плане чисто режиссерской техники мизансцены, и на редкость убедительные актерские работы. Хороши здесь все без исключения, но главная звезда – это, безусловно, Тони Коллетт, выдающая мощнейший перформанс, заставляющий вспомнить другую недавнюю «нервическую» мегароль – Кейт Уинслет в «Колесе чудес» Вуди Аллена. В принципе, фильм можно рекомендовать к просмотру уже ради нее – в хоррорах такие сложные персонажи и такое блистательное их воплощение встречаются редко.
подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *