Рецензия на фильм “Пришелец” (2131)

Первый раз о фильме Александра Куликова заговорили на волне скандала, когда в 2015-м автор идеи и сценарист Михаил Расходников подал иск на компанию “XX век Фокс”. По утверждению Михаила, студия воспользовалась его сценарной заявкой, высланной им еще в 2009-м, и сняла по ней мега-хит «Марсианин», режиссером которого стал Ридли Скотт. Однако исковое заявление о плагиате суд отклонил: основой для американского блокбастера стала книга Энди Уира, главы которой появились в интернете в том же 2009-м. В главных ролях - Андрей Смоляков, Юрий Цурило, Григорий Сиятвинда, Максим Виторган, Александр Куликов, Анна Банщикова, Евгения Шипова. Бюджет - 350 000 000 руб. (5,3 млн. $). Хронометраж – 01:31. Премьера (РФ) – 08.11.2018. Оценка www.kino-nik.ru 6/10

О ЧЕМ КИНО: два друга-рыбака организовывают миссию на Марс: один (Андрей Смоляков) управляет из ЦУПа, другой, с громкой фамилией Чапаев (Александр Куликов), во главе группы космонавтов спускает на поверхность красной планеты транспортируемую лабораторию. В процессе возникает поломка и отважному капитану приходится жертвовать собой ради спасения экипажа и возвращения его на орбиту. Чуть позже, правда, выясняется, что капитан всё же выжил, но находится на Марсе в разбитом после падения космическом судне, и припасов у него на 30 месяцев в условиях жёсткой экономии. Управляющий ЦУПом мечтает спасти товарища, но финансирование предоставляет кандидат в президенты Российской Федерации, а резервы его не бесконечны – он как-никак пока ещё лишь кандидат. Тогда-то в дело и вступает директор одного важного телеканала с предложением: канал даёт деньги на организацию спасательной экспедиции, а взамен Чапаев прямо из уцелевших отсеков корабля начинает транслировать реалити-шоу о своих насыщенных буднях….
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: что делать человечеству на Марсе? Ответ прост — да ничего! Поэтому, добравшись до марсианских пустынь, homo sapiens забаррикадируется в бункере, будет есть, пить, спать, делать зарядку, наслаждаться депрессией и покорно ждать, когда через два с половиной года ему выпишут обратный билет домой. Правда, еще главный герой начнет участвовать в ТВ-шоу — и три раза в день будет слать землянам свои марсианские поцелуи. Научная работа? Опыты? Экскурсия по окрестностям? Забудьте. Ни ЦУП, ни сам «марсианин» (кстати, его фамилия Чапаев) об этом даже не вспомнят. Спрашивается: человече, а ты чего в космос-то лез? Зачем?
Впрочем, вопрос «зачем» в адрес «Пришельца» можно задавать бесконечно. Да и само появление этого проекта в прокате — огромный вопросительный знак. Первый раз о фильме Александра Куликова (продюсер “Вия”) заговорили на волне скандала, когда в 2015-м автор идеи и сценарист Михаил Расходников подал иск на компанию «XX век Фокс». По утверждению Михаила, студия воспользовалась его сценарной заявкой, высланной им еще в 2009-м, и сняла по ней мега-хит «Марсианин», режиссером которого стал Ридли Скотт. Однако исковое заявление о плагиате суд отклонил: основой для американского блокбастера стала книга Энди Уира, главы которой появились в интернете в том же 2009-м.
Как бы то ни было, российский «Марсианин» по сценарию Расходникова запустился в работу в 2012-м. И прокатывать его собирались еще три года назад. Фильм, однако, не вышел, ибо дорогу ему перебежал Голливуд. После чего продюсеры решили слегка подправить сценарий, часть эпизодов переснять, а название заменить на «Пришельца». Правда, появились трудности другого плана: в 2016-м погиб режиссер и исполнитель главной роли Александр Куликов, так что фильм пришлось заканчивать без него.
Но вот что интересно. У обоих фильмов задумки практически идентичные: космонавт застревает в одиночестве на Красной планете и пытается выжить. А вот дальше пути-дорожки «Марсианина» и «Пришельца» расходятся. Потому что «Пришелец», как выясняется, снимался не о космосе совершенно. Его космос — это крушение корабля и марсианские скалы вокруг разбившегося модуля. И робот-щенок, бегающий по красным пескам. Все остальное — это реалити-шоу, снимаемое в ЦУПе коварными и циничными телевизионщиками, жаждущими воспользоваться беспомощным космонавтом в своих меркантильных целях. Таким образом, на двадцатой минуте «Пришелец» поворачивается спиной к космическим далям и погружается в дела земные. Мы узнаем, что министры и бизнесмены думают только о своем кошельке, а телевидение манипулирует нашим сознанием и выдуманную реальность маскирует под подлинную. Нам объяснят, что «человечество оскотинилось», «утратило жажду познания», и что кто-то обязательно должен погибнуть, дабы люди узнали правду. Эта диванная демагогия, конечно, свежа и оригинальна, и ее можно было бы перетерпеть, будь она подана хоть в сколько-нибудь приемлемой оболочке. Но с оболочкой «Пришельцу» не повезло.
Его визуальная составляющая сводится к очень бюджетно нарисованному марсианскому пейзажу, к натурным городским съемкам и к залу ЦУПа. Последний, кстати, смотрится вполне приемлемо, особенно на фоне «апартаментов» Чапаева. Тем более что эти «апартаменты» (то есть внутренность космического модуля) — это обычная комнатенка, похожая на подсобку. А из эффектов у «Пришельца» — дрожащая камера, двойная экспозиция, размытое изображение и еще несколько приемов, популярных у кинематографистов прошлого века. Так что если вам казалось, что фантастика — удовольствие дорогое, то «Пришелец» легко вас разубедит. Впрочем, его бюджет — 350 миллионов рублей, что всего на 50 миллионов меньше «Салюта-7». А ведь там и компьютерные эффекты абсолютно другого уровня, и съемки гораздо более трудоемкие.
Теперь о проблемах сценарного плана. На них авторы не поскупились тоже: логических дыр тут больше, чем ячеек в рыболовной сети. Например, робот-разведчик постоянно фиксирует какую-то аномалию — на Земле этих сообщений не замечают в упор. В эфире слышны шумы, которые видно на мониторах ЦУПа, но «связист» отвернулся — и о шумах никто не узнал. Телевизионщики прогоняют сотрудников ЦУПа от их компьютеров — и те уходят. И никто, абсолютно никто даже не заикается о том, что присутствие человека на Марсе можно было бы использовать по назначению, то есть хоть в каких-то научных целях. Но нет! Проще устроить шоу или все подорвать.
Что же касается финала, то такое впечатление, что авторы и сами не знали, как выпутаться из тех сюжетных узлов, которые они навязали. Поэтому концовка, по сути, притянута за уши, а зрителю объявляют, что космонавт «познал истину». Правда, суть этой истины не разглашается, но если она состоит в родстве с теми псевдо-философскими фразами, которые цитировались выше (например, об оскотинившемся человечестве), то ради такого познания не нужно в космос лететь. Для этого и с дивана сползать в общем-то не обязательно…
подготовил Николай Лежнев

СПРАВКА: режиссер Александр Куликов с детства увлекался философией, фантастикой, шахматами, моделированием судов, к 14 годам отлично играл на музыкальных инструментах. После окончания школы был призван в армию, служил в морской пехоте впитав её дух на всю жизнь. В 1993 году поступил в Высшую школу экономики. В 1995 году основал кинокомпанию «Союз маринс групп», став её руководителем. С 2007 по 2010 годы в качестве солиста и автора песен выступал с концертной группой морской пехоты России «Черные береты», записал альбомы: «Моим друзьям», «Навсегда», «Всё сначала», «С любовью». Продюсировал кино- и телевизионные проекты: телесериал «Морпехи» (2011), фильмы «Быть или не быть» (2011), «Туфельки» (2012), «Вий» (2014), «Пришелец» (2018).
Кроме кинематографии, компания занимался строительством и гостиничным бизнесом. По данным РБК на 2008 год, «Союз маринс групп» принадлежало около 50 тысяч гектаров в Подмосковье. На сайте компании сообщалось о проектах малоэтажного загородного строительства жилья эконом-класса, в частности, комплекса в Раменском районе Московской области. В 2009 году «Союз маринс групп» занимала 30-е место в рейтинге крупнейших рантье Forbes c годовым оборотом 50 млн $. В её активах значатся отели: в Сочи — «Жемчужина» и «Маринс Парк Отель»; в Крыму — гостиница «Ялта-Интурист» и пансионат «Донбасс». Кроме того, в собственности компании одноименный агрохолдинг.
28 ноября 2016 года, Александр Куликов, находясь в Крыму, вылетел на вертолёте Robinson R44 к месту съемок клипа на свою новую песню «Родина». В 9:30 утра в 200—300 м от автомобильной трассы «Симферополь-Алушта» в окрестностях села Виноградное, вертолёт потерпел крушение. На борту находились сам Куликов, его помощница Мария Суслова и пилот Роман Измайлов, директор компании «Heli Крым»; все погибли.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *