Рецензия на фильм «Питер Пэн и Алиса в стране чудес» (Come Away) (2998)

Бренда Чепмен - первая женщина-режиссер анимационного фильма студии-мейджора («Принц Египта», DreamWorks Animation, 1998), а также первая женщина - обладатель премии Оскар в категории «Лучший анимационный полнометражный фильм» («Храбрая сердцем», 2012). И некоторым ее переход в мир художественного кино может показаться захватывающим. Но, если подумать, проект плох по мнению и зрителей, и дистрибьютеров: даже Netflix отказались от приобретения фильма, а непрекращающееся уныние от коронавируса после просмотра может даже усилиться. В главных ролях - Дэвид Ойелоуо, Анджелина Джоли, Гугу Эмбата-Ро, Майкл Кейн, Картер Томас, Ава Филлери, Джонатан Гарсия, Джордан А. Нэш, Дженни Гэлловэй. Хронометраж - 01:34. Рейтинг PG (6+). Премьера (мир) - 24.01.2020. Премьера (РФ) - 26 ноября 2020 («Вольга»). Оценка www.kino-nik.com 4/10

О ЧЕМ КИНО: Викторианская Англия XIX века. В живописном местечке возле леса живет счастливая семья Литтлтонов. Несмотря на разницу в возрасте и увлечений, трое детей между собой невероятно дружны. Десятилетний Питер Пэн не мыслит себя без сражений на пиратских кораблях. Восьмилетняя Алиса не расстается с игрушечным Белым Кроликом и подозревает, что в нозамаскированной под деревом норе кроется ход в параллельный мир. Их старший брат Дэвид с одинаковым энтузиазмом участвует во всех играх. Все в одночасье меняется, когда с Дэвидом стряслась беда. Мать (Анджелина Джоли) замыкается в себе и все чаще прикладывается к бутылке с бренди. В отце просыпается давняя страсть к азартным играм. Благополучие семьи в одночасье рухнуло, как тщательно выстраиваемый Алисой карточный домик. Тогда брат и сестра решаются на отчаянный шаг, чтобы покрыть огромный карточный долг отца. Но их непродуманные действия значительно усугубляют его и без того шаткое положение...ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: некоторым переход бывшего постановщика Pixar-а Бренды Чепмен (автора «Храброй сердцем» и «Принца Египта») в мир художественного кино может показаться захватывающим. Ещё бы, теперь сказка может быть подана в традиционной форме, а не как мультфильм! На деле старт «Питера Пэна и Алисы в стране чудес» был омрачен скандалами и дело даже не в, извините, «очернении» центральных персонажей. Дурное самомнение предполагает, что эти два литературных героя могли быть братом и сестрой. С одной стороны, это предполагает определенные возможности с точки зрения сюжета, но с другой это попахивает бредом. В «Питере Пэне и Алисе» надо разбираться беспристрастно, без обзора деталей вроде цвета кожи главных героев, имеющих явно ангажированное направление. И, если подумать, проект плох по мнению и зрителей, и дистрибьютеров: даже Netflix отказались от приобретения фильма, а непрекращающееся уныние от коронавируса после просмотра может даже усилиться.  История повествует о детях. Их родители в лице Дэвида Ойелоуо (да, фамилию произнести непросто) и аж самой Анджелины Джоли поощряют мыслительное творчество отпрысков. Питер, например, хочет быть лидером банды мальчиков, воюющих с индейцами. Алиса же устраивает чаепития для мягких игрушек. Альтернативные происхождения известных героев, увы, служат лишь фоном: настоящих приключений или даже миров Страны Чудес и Нетландии в этой картине нет. У Питера и Алисы был ещё брат Дэвид, погибший незадолго до событий фильма. Почти восемьдесят процентов 90-минутного хронометража посвящены созданию унылой среды «реального мира», в котором воспитывались двое главных героев. Вскоре зрители осознают, что «Питер Пэн» не собирается уводить сюжет в другое русло. Похоже, это в первую очередь недостаток концепции, а не ресурсов, поскольку у фильма и приличный бюджет, и декорации вроде нормальные. Дети встречаются с виртуальными прообразами Безумного Шляпника и Капитана Крюка, после чего встречают врагов пострашнее - дрянные визуальные эффекты. Даже они особо не требуются: фэнтезийные сцены немногочисленны.  Что же остается? По задумке авторов они должны были воссоздать события, которые, типа, вдохновили более поздние приключения Алисы и Питера, т.е. переконструировать мирские детали, чтобы объяснить, как же дети пришли к Красной Королеве, кролику, пиратам и т.п. Логические цепочки должны выстраиваться в головах зрителей, поскольку именно аудитория может восстановить связь между литературными отсылками и историями в кадре и за кадром. Этого всего нет или создатели убивают подобные приемы. Зато есть мифическая социальная повестка, осуждающая, ах, отношения к женщинам в 19-м веке. И, вы будете смеяться, смена цвета кожи Питера Пэна, которую, увы, не получилось обойти стороной, не имеет никакого обоснования: здесь это само собой разумеющееся; не поднимаются те или иные расистские проблемы викторианской Англии и т.п. А другие элементы, такие как алкоголизм и игровая зависимость, наоборот - выпячиваются. Подход одновременно тяжелый и несущественный. Честно говоря, фильм «Питер Пэн и Алиса в стране чудес» кажется попал в ловушку бесконечной презентации для либерально настроенных продюсеров: огромное количество идей либо получили грубое воплощение, либо не получили его вообще. Хуже всего каст и актерская игра. Дети-актеры, прежде всего, не верят в своих героев. Не стоит их винить: юные лицедеи, как правило, доверяют своему режиссеру, а Чепмен не знала, как актерами руководить. Дети-зрители, в свою очередь, не смогут себя идентифицировать с протагонистами, что убивает эмоциональную составляющую. Что дальше? Джоли из величайшей, по задумке, мамы в мире превращается в какую-то постаревшую леди-зомби. Майкл Кейн больше ограничивается камео, хвастаясь своими накладными усами. А в совокупности это рождает ужасную экспозицию для фильма, в котором центральной должна была стать идея взаимопомощи брата и сестры, а скатилось всё в итоге в банальные истины в дурной обстановке. «Питер Пэн и Алиса в стране чудес» много обещает и ничего не реализовывает. Фантазия на основе «Алисы в стране чудес» и «Питера Пэна» имеет право на жизнь. В формате этого фильма подобное же больше похоже на кинематографический кадавр, который слепил пьяный некромант спустя рукава. Здесь нет магии, нет воображения, подтекст слишком толстый, а ленивые штампы вообще вянут. Сценаристы даже не потрудились прочитать оригинальные произведения Кэрролла и Барри, судя по всему, потому что даже отсылок не добавили.РЕЗЮМЕ: больше всего кинолента страдает от недооценки своей аудитории: для детей фильм будет явно слишком тяжелым, а для взрослых - легкомысленным. Вероятно, кинокартина хочет постулировать, что один из детей остался ребёнком навсегда, а другой - вырос, чтобы рассказать эту историю, хотя истории нет, как таковой: бегство от реальности вылилось в необходимость психотерапии для любого, кто осмелится посмотреть столь дурное кино. Поразительно, как много талантливых людей одномоментно облажались: после просмотра «Питера Пэна и Алисы» хочется нюхнуть горстку сказочной пыльцы феи Динь-Динь… и заснуть навсегда.

  подготовил Николай Лежнев

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *