Рецензия на фильм «Пиноккио Гильермо дель Торо» (film Guillermo del Toro’s Pinocchio) (4074)

«Почему они любят его, а не меня?..»

Гильермо дель Торо пытался снять этот фильм целых 15 лет. Одной из проблем могло быть то, что Пиноккио в его истории несколько раз умирает. А Кристоф Вальц, озвучивающий кукольного злодея Вольпе - это гарантия зловещего подтекста. Нелегко было убедить Голливуд, что такая мрачная версия сработает, особенно когда Роберт Земекис запустил на Disney пересказ классической анимации с живыми актерами. Проект Дель Торо вернулся к жизни только тогда, когда вмешался Netflix. Режиссёр погружается в темноту воображения Карло Коллоди, переработав историю магии и любопытства в анимационное исследование Италии до Второй мировой войны, где деревянная кукла сталкивается с подъемом фашизма, а также воплощает в жизнь свою мечту стать настоящим мальчиком. В главных ролях (озвучка) - Юэн Макгрегор, Кристоф Вальц, Дэвид Брэдли, Тильда Суинтон, Грегори Манн, Берн Горман, Рон Перлман, Джон Туртурро, Финн Вулфхард, Кейт Бланшетт, Тим Блейк Нельсон. Хронометраж - 01:57. Бюджет - $35 000 000. Рейтинг PG (6+). Премьера (мир) - 15.10.2022. Цифровой релиз - 09.12.2022 (Netflix). Оценка www.kino-nik.com 6/10

О ЧЕМ КИНО: Первая Мировая война. После того как Карло, сын плотника Джеппетто, погиб во время авианалета, тот никак не может найти себе покоя. Десять лет спустя, в припадке пьяной ярости, он решает из выросшего на могиле дерева смастерить деревянного мальчика, чтобы Деревянная Фея превратила творение плотника в живое существо. Некоторое время спустя Пиноккио узнает, что на него рассчитывают несколько незнакомых ему людей. Граф Вольпе хочет сделать его звездой своего передвижного кукольного театра. А Подесту, напыщенного солдафона, заинтересовал мальчик, который может стать неубиваемым солдатом. Он надеется, что Пиноккио присоединится к фашистской ячейке его сына Кэндлвика…

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: Гильермо дель Торо придумал новый рассказ о Пиноккио в стиле покадровой анимации. Эта строгая и мрачная версия сказки Карло Коллоди играет на контрасте с недавним сентиментальным фильмом Роберта Земекиса «Пиноккио» - Дель Торо усиливает психологический кошмар, заложенный в истории о грустном бездетном ремесленнике из Италии. Когда сын Джеппетто погибает во время авианалета в конце Первой мировой войны, марионетка Пиноккио становится его заменой, вызванной к жизни оккультными силами. Позднее деревянный мальчик попадает сначала в бродячий цирк, а затем присоединяется к молодым фашистам. Этот Пиноккио заставляет вспомнить об идее невиновности и вины в эпоху Муссолини. Он напоминает нечто среднее между чудовищем Франкенштейна и Оскаром в «Жестяном барабане» Гюнтера Грасса.
   В самом конце, спустя много времени после того, как большинство уже перестанут смотреть титры, есть посвящение: «Моим отцу и матери». Это не такой уж сюрприз: каждый кадр переосмысления режиссером легенды о деревянном мальчике пропитан его мексиканским духом. На юге, в Мексике, у смерти меньше власти, чем на севере. Мексиканцы почитают ее, а не боятся. В День Мертвых они верят, что их умершие родственники возвращаются.  Так и Пиноккио у Гильермо дель Торо одержим смертью и ее неизбежностью, даже несмотря на то, что маленькая деревянная  марионетка продолжает ее обманывать.   
В самом начале фильма есть сцена  в церкви. Маленький деревянный мальчик - корявая, скрюченная фигура, вызывающая ужас своим внешним видом и непослушным поведением, смотрит на огромную деревянную скульптуру распятого Христа и спрашивает «Почему они любят его, а не меня?». Это совсем не то, что вы ожидаете от Пиноккио. Ни одна другая адаптация романа Карло Коллоди 1883 года не осмелилась на то, что сделал Гильермо дель Торо. Эта неприятная, пугающая маленькая сцена становится микрокосмом этой анимационной одиссеи, объединяющей многие темы - замешательство (и печаль) ребенка; силы, которые осуждают его за уникальность; борьбу отца за то, чтобы его сын (и он сам) были счастливы. Режиссёр вставил своё свое имя в название не для славы, а в качестве предупреждения - ведь это совсем не милый фильм! Все мы знаем эту историю: сорванец гадит, врет и должен научиться себя вести. Но в этом фильма она выглядит по-другому - как ода неповиновению, действие которой происходит в конце 1920-х годов, во время раннего правления Муссолини. Тогда, как рассказывал дель Торо, практически все в Италии вели себя подобно марионеткам.   
Фильм звучит как крик о независимости, и эстетика это подчёркивает. Пиноккио выглядит так, как должно было бы выглядеть существо, созданное в результате горькой пьяной ярости. Он деформированный древесный монстр. Из него беспорядочно торчат гвозди. У него только одно ухо. Другие персонажи столь же своеобразны. Например, Голубая фея теперь больше похожа на богоподобную горгулью. В нюансах тоже есть излишняя артистичность - запавшие глаза священника, выпирающие ребра у собаки. Несмотря на «детскую» графику, этот фильм, конечно же, не для маленьких детей, если только они не воспитаны мексиканскими родителями. Более того он, скорее, рассчитан на тех, кто достиг разумного возраста, но еще не расстался с верой в сказку...

РЕЗЮМЕ: возможно, есть смысл в том, что этот гимн несовершенству не идеален. Одно неоспоримо - точка зрения Гильермо дель Торо пронизывает каждый кадр этого уникального пересказа, который не боится затрагивать тревожные темы. Искреннее, душевное исследование того, что значит быть человеком...

Николай Лежнев

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *