Рецензия на фильм “Основано на реальных событиях” (D’apres une histoire vraie) (2122)

Премьера картины состоялась во внеконкурсной программе 70-го Каннского фестиваля в 2017 году. Тогда фильм не вызвал большого интереса, привлекая скорее фигурами, стоящими за его созданием. В основе истории лежит одноименный роман, выигравший Гонкуровскую премию в 2015 году, в режиссерском кресле именитый Роман Полански, музыку написал живой классик Александр Деспла, актерский дуэт составляют знаменитые Ева Грин и Эмманюэль Сенье. В ролях - Венсан Перес, Доминик Пинон, Камиль Шаму, Брижит Роюан, Жозе Дайан, Ноэми Львовски, Леонелло Брандолини, Элизабет Куин. Бюджет - 10 000 000 евро. Хронометраж – 01:40. Мировая премьера – 27.05.2017. Премьера (РФ) – 11.10.2018. Цифровой релиз - 06.11.2018. Оценка www.kino-nik.ru 6/10

О ЧЕМ КИНО: утомленная бесконечными презентациями и фанатским вниманием, писательница Дельфин (Эмманюэль Сенье) оказывается в творческом кризисе, постоянно откладывая работу над новой книгой. На одной из автограф-сессий она встречает таинственную девушку, зовущую себя Л. (Ева Грин), с которой моментально находит общий язык. Новая подруга кажется ей идеалом женственности, уверенности в себе, силы и изящества. На первый взгляд, новая дружба помогает Дельфин обрести поддержку и твердую почву под ногами, но с каждым днем незнакомка все больше проникает в ее быт и пытается взять жизнь писательницы под контроль, следуя извращенному пониманию ее творческого блага...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: премьера картины состоялась во внеконкурсной программе 70-го Каннского фестиваля в 2017 году. Тогда фильм не вызвал большого интереса, привлекая скорее фигурами, стоящими за его созданием. В основе истории лежит одноименный роман, выигравший Гонкуровскую премию в 2015 году, в режиссерском кресле именитый Роман Полански, музыку написал живой классик Александр Деспла, актерский дуэт составляют знаменитые Ева Грин и Эмманюэль Сенье. Показ картины не сильно изменил ситуацию. Популярные издания обошли фильм стороной, так и не подогрев желанного интереса. И вот спустя 1,5 года «Основано на реальных событиях» все-таки добирается до проката, как будто специально прячась за чередой более крупных релизов.
«Основано на реальных событиях» — классический триллер, знакомый поклонникам творчества Полански, с важной оговоркой: новая картина, одна из самых слабых работ режиссера, от которого заочно ждешь чего-то особенного. Картине не хватает складности повествования, присущего последним фильмам режиссера, а детективная составляющая больше похожа на невнятную чехарду.
Итак, лента повествует об успешной писательнице Дельфин, находящейся в творческом поиске. Легко почувствовать тревогу уже в открывающей сцене автограф-сессии; ещё даже до того, как с Дельфин поздоровается загадочная фанатка Л., становится ясно, что зрителя ждёт мрачная история. Л. (Elle – она) работает «литературным негром» и восхищена авторским стилем Дельфины; спустя пару совместных обедов девушки быстро становятся подругами. Естественно, всё не так просто и, кажется, Элль затеяла эту дружбу с одной целью — заставить своего кумира творить любыми способами, какими бы эмоционально жестокими они ни были. У Дельфины же на Элль есть свои планы.
Поначалу история о проблемах творчества дает небольшую надежду увлечься этим второстепенным сюжетом, но все рассыпается буквально через 30 минут повествования. Творчество у Полански выступает скорее лейтмотивом и антуражем истории. В первую очередь режиссер концентрирует внимание на двойственности и психологизме типичных для жанра, не пытаясь экспериментировать с ним, как будто намеренно игнорируя картины, давно исследовавшие похожую проблему. Для этого достаточно посмотреть «Малхолланд Драйв» и «Шоссе в никуда» Дэвида Линча, «Враг» Дени Вильнева, «Бойцовский клуб» Дэвида Финчера, «Призрачная нить» Пола Томаса Андерсона или последний фильм Франсуа Озона «Двуличный любовник». В каждой из них намного больше интриги чем в новом фильме Полански.
Именно сюжет становится приговором картины. Поклонники современных триллеров, не прятавшиеся на необитаемом острове и без знания первоисточника, поймут все сюжетные интриги уже к 10 минуте. Каждый прием здесь моментально угадывается, вызывая возглас «ну ведь это очевидно», доходя до стадии отрицания «история не может оказаться настолько простой». Но все будет именно так, как вам кажется. Кажется, режиссер просто не хочет стараться и удивлять зрителя. Саспенс сведен к минимуму, напоминая о себе лишь ближе к финальным титрам, когда единственным, кто еще не разобрался в происходящем, остается главная героиня.
При желании, конечно, можно разглядеть аллюзии на книжную индустрию, телевидение и проблемы вдохновения, но очень тягучее, неспособное удивлять повествование, убивает любое желание изучать картину…
РЕЗЮМЕ: все, что может предложить фильм — это именитый режиссер и прекрасный актерский дуэт. Истинные поклонники Полански, смогут найти привычные элементы повествования; фанаты Евы Грин, насладятся ее новым образом, а знакомые с работами Эмманюэль Сенье, проникнутся фигурой измотанной писательницы, но этого мало. Для хорошего триллера, недостаточно собрать неплохие технические элементы и отличных актеров, если при этом нет крепкой и, что самого главное, интригующей истории. «Основано на реальных событиях» - это не редкий случай плохой литературной адаптации, когда лучше сразу обратиться к первоисточнику, проигнорировав его экранное воплощение.
подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *