Рецензия на фильм «Найвеличніший шоумен» («Величайший шоумен» The Greatest Showman) (1788)

"Самое благородное занятие - дарить людям радость..."

Под Новый год украинские кинозрители получили отличный подарок - вместо поднадоевших пошлых рождественских комедий и однотипных супер-блокбастеров они могут выбрать блестящий мюзикл от режиссёра-дебютанта Майкла Грэйси с великолепным Хью Джекманом в главной роли. Чтобы в полной мере насладиться отличным звуком и красочной картинкой, стоит выбрать один из современных кинотеатров - таких, как Cinema Citi (ТРЦ Ocean Plaza). Рекомендуем посмотреть рубрику КАК ЭТО БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ - реальная жизнь героя картины, Финеаса Тейлора Барнума выглядит удивительнее показанного в фильме. В ролях - Зак Эфрон, Мишель Уильямс, Ребекка Фергюсон, Зендея, Кила Сеттл, Яхья Абдул-Матин II, Остин Джонсон, Эллис Рубин, Скайлар Данн. Бюджет - $84 000 000. Хронометраж - 01:45. Мировая премьера - 20.12.2017. Премьера в Украине - 04.01.2018 (Ukrainian Film Distribution). Оценка www.kino-nik.ru 8/10

О ЧЕМ КИНО: это история о Финеасе Тейлоре Барнуме (Хью Джекман) - человеке, которого постигла полоса неудач. Он трудился простым конторщиком в судоходной компании, остался без работы, но получил в свои руки список затонувших в Желтом море кораблей. Дальнейшие перспективы были весьма туманными. Однако, желая для своей жены и детей лучшей жизни, Барнум решается на рискованный шаг - он собирает вместе уникальных людей, берет кредит под не принадлежащие ему корабли и создает бродячий цирк. Невероятно успешное шоу Барнума считается, однако, зрелищем второго сорта. И тогда, при помощи писателя-аристократа Филлипа Карлайла (Зак Эфрон), влюбившегося в чернокожую гимнастку Энн Уилер (Зендея), его цирк получает приглашение от Королевы Великобритании. А затем Барнум устраивает гастроли "лучшего голоса Европы" Дженни Линд (Ребекка Фергюсон) по 60-ти городам США. Ее турне проходит с невероятным успехом и даже поджог цирка недоброжелателями не кажется проблемой. После 41-го выступления должна пойти большая прибыль, но...Дженни влюбляется в Барнума, а когда он говорит, что женат, не только решает прекратить свои выступления, но и целует его в губы в присутствии множества фотографов...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: успешный продюсер Питер Чернин ("Исход: цари и боги", "Шпион", "Копы в юбках", три части "Планеты обезьян") выделил режиссёру-дебютанту Майклу Грэйси целых 84 млн.$ на постановку мюзикла о знаменитом импресарио Финеасе Тейлоре Барнуме. Результат превзошел все ожидания - картина смотрится намного дороже, а уж по сравнению с предметом гордости Netflix, 90-миллионником "Яркость", выглядит произведением из другой, высшей лиги.
Сын портного, Барнум, старался сделать свои шоу самыми роскошными и постепенно перешёл от freakshow (так называемого шоу уродов) к продюсированию вполне респектабельных артистов. В фильме Майкла Грэйси все сделано по заветам старины Барнума - роскошные декорации, великолепные спецэффекты, неподражаемая динамика и темп повествования. В фильме звучат 11 оригинальных песен, которые были написаны Бенджем Пасеком и Джастином Полом, а одна из них, что случилось на моей памяти впервые, вызвала аплодисменты в зале, переполненном столичными "акулами пера". При том, что обычно журналисты ограничиваются дежурными аплодисментами в финале. Удивительно, но эту песню исполнила самолично Ребекка Фергюсон ("Белая королева", "Девушка в поезде", "Миссия невыполнима: племя изгоев"). Шведская актриса с шотландской фамилией окончила Музыкальную школу Адольфа Фредрика в Стокгольме в 1999 году, но роль Дженни Линд – это ее первое появление на экране в качестве певицы. После обладательницы удивительных глаз, роскошной и чувственной Фергюсон, уже трудно себе представить, что на роль Дженни Линд претендовали Энн Хэтэуэй, Эллен Пейдж и Кэри Маллиган. Жену Барнума, Чарити, сыграла Мишель Уильямс ("Манчестер у моря", "Горбатая гора", "Все деньги мира"). Миловидная блондинка, которая начинала свою карьеру с сериала "Спасатели Малибу", олицетворяет собой умиротворенность и нежность. В ее актерском портфолио не встретишь скандальных ролей - ей удаются прежде всего образы хранительниц домашнего очага. Многих, наверное, удивит, но "Величайший шоумен" - это уже пятый (!) фильм в жанре мюзикла для Зака Эфрона. Привычнее его видеть в пошловатых комедиях вроде "Соседей", "Дедушки лёгкого поведения" или "Спасателей Малибу". Теперь понятна причина его лёгкости в движениях и сыгранность дуэта с Хью Джекманом. Отдельные добрые слова следует сказать о постановке танцев - ритмичность, масштабность, яркость соседствуют в них с комическими элементами (две восхитительные сцены в пабе) и проникновенностью (свидание героев Эфрона и Зендеи). Объединяет героев картины Майкла Грэйси величайший шоумен Барнум, который говорил: "Самое благородное занятие - дарить людям радость...". Те, кто видел рекламные ролики известной чайной марки, наверняка запомнили насколько австралиец Хью Джекман ("Ван Хельсинг", "Росомаха: бессмертный", "Кейт и Лео") хорошо танцует. Неудивительно, что актер мечтал сыграть роль Барнума с 2009 года. Джекману удаётся создавать на экране настоящую магию, к чему упорно стремился и сыгранный им герой. В реальной жизни в январе 2017 года бродячий цирк Ringling Bros. and Barnum & Bailey Circus, основанный Финеасом Тейлором Барнумом, объявил, что он прекращает свою деятельность навсегда из-за сильного снижения посещаемости и протестов со стороны защитников прав животных. Последние выступления цирка состоялись в мае 2017 года. Но, зная удивительную историю создателя этого шоу, можно поверить в то, что невозможное возможно...
КАК ЭТО БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ: Финеас Тейлор Барнум (1810 -1891) — американский шоумен, антрепренёр, крупнейшая фигура американского шоу-бизнеса XIX века. Снискал широкую известность своими мистификациями, организовал цирк своего имени. Финеас родился в городе Бетел, где его отец содержал гостиницу и магазин. Первым делом Барнума стало содержание небольшой лавки, затем он занимался лотереей, широко распространённой в то время в Соединённых Штатах. После неудачи в этом занятии, он организовал в 1829 году еженедельную газету «Глашатай свободы» в городе Данбери, штат Коннектикут. После нескольких исков о клевете, поданных на газету, и судебного разбирательства, которое закончилось для Барнума тюремным заключением, он переехал в Нью-Йорк. Летом 1835 года Барнума посетил К. Бартрам, бывший владелец рабыни-негритянки Джойс Хет. Бартрам рассказал, что, демонстрируя эту женщину как диковину, можно получить прибыль, так как имеются бумаги, согласно которым ей уже 161 год и она была няней самого Джорджа Вашингтона. За слепую, почти парализованную старую женщину Барнум заплатил 1000 долларов (это было солидной ценой даже за здорового раба), для чего ему пришлось продать партнёру свою долю в бакалейном бизнесе. С этой женщиной и небольшой компанией он несколько месяцев гастролировал по городам Соединённых Штатов, пока в феврале следующего года негритянка не умерла от старости. Барнум умело манипулировал вниманием публики. После того, как народ засомневался в достоверности утверждений Барнума, появились слухи, будто бы это не живая женщина, а искусно изготовленный робот-кукла. Публика вновь раскупала билеты на представления Барнума. Когда женщина умерла, Барнум устроил из вскрытия зрелище, куда пригласил профессоров и студентов-медиков, чтобы доказать всем, что Джойс не была роботом. В процессе вскрытия выяснилось, что ей было не более 80 лет, но тогда же поползли слухи о том, что Барнум ловко подменил куклу-робота на человеческое тело, чтобы не раскрывать пожелавшего анонимности изобретателя куклы. После периода неудач в 1841 он приобретает Американский музей Скуддера, расположенный в Нью-Йорке на пересечении Бродвея и Энн-стрит. После значительного расширения экспозиций, переименованное в Американский музей Барнума, это место становится одним из наиболее популярных выставочных комплексов в Соединённых Штатах. Особого успеха Барнум добивается в 1842 году с показом знаменитого лилипута Чарльза Страттона, выступавшем под сценическим псевдонимом Генерал Том-Там, а также «русалки с островов Фиджи». В коллекцию также входили уникальные сиамские близнецы Чанг и Энг Банкеры. На протяжении 1844—1845 Барнум гастролировал с выступлениями Страттона по Европе. При посещении Англии он удостоился приглашения к королеве Виктории. Британская публика пришла в большое возбуждение. Не увидеть Генерала Тома Тама означало безнадежно отстать от моды, и с 20 марта по 20 июля «апартаменты» маленького Генерала в Египетском зале постоянно были переполнены, и сборы в этот период составляли около пяти сотен долларов в день, а порой значительно превосходили эту сумму. Однажды перед окнами выставки на Пиккадилли насчитали аж шестьдесят экипажей самых знатных горожан. Во всех иллюстрированных журналах красовались портреты маленького Генерала, в его честь называли польки и кадрили, о нём распевали песни. Выдающимся примером предприимчивости Барнума стало приглашение шведской певицы Дженни Линд в Америку со 150-ю концертами по 1000 долларов за каждый, с оплатой всех расходов антрепренёром. Турне началось в 1850 году и имело великолепный успех как для Линд, так и для Барнума. Барнум вышел из эстрадного бизнеса в 1855 году, но, будучи вынужденным расплачиваться со своими кредиторами в 1857, вернулся к своему прежнему занятию. В 1862 он начал показывать великаншу Анну Свен. 13 июля 1865 года случился пожар, спаливший Американский музей Барнума дотла. Барнум быстро восстановил музей в другом месте Нью-Йорка, но и тот сгорел в марте 1868 года. Наконец в 1871 в Бруклине (современный район в Нью-Йорке) вместе с У. К. Коупом он основал «P. T. Barnum’s Grand Traveling Museum, Menagerie, Caravan & Hippodrome» — объединение цирка, зверинца и шоу уродцев, в 1872 году провозгласившее себя «Величайшим шоу на Земле». Среди выступавших в цирке диковин был русский Фёдор Евтищев родом из Санкт-Петербурга, мальчик с песьей мордой, принятый на работу Барнумом в 1884 году в возрасте 16 лет. Барнум сочинил для него историю, согласно которой мальчик не разговаривал, а лишь лаял и рычал на сцене. В 1885 году Барнум и Бейли вновь разделились, но уже в 1888 вновь объединились под названием «Цирк Барнума и Бейли». Гвоздём программы был Джамбо, шеститонный африканский слон, купленный у лондонского зоопарка в 1882 году. После смерти Барнума, в конце концов цирк был продан братьям Ринглинг 8 июля 1907 года за 400000 долларов. Барнум активно принимал участие в политических распрях, предшествовавших Гражданской войне в США. Как уже упоминалось ранее, первым опытом Барнума в качестве импресарио была его рабыня — Джойс Хет, а в 1850 году он участвовал в мистификации по сбыту зелья, которое (с его слов) должно было превратить чернокожих в белых. К этому периоду относится организация Барнумом менестрель-шоу — выступлений белых актёров, загримированных под чернокожих. Он не только организовывал такие представления, но и оказал спонсорскую поддержку инсценировке политического романа писательницы Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» (1853). В отличие от романа, спектакль (поставленный в здании Американского музея) заканчивался хэппи-эндом в виде освобождения от рабства Тома и его товарищей. Вдохновлённый успехом этого представления, Барнум поставил ещё один спектакль по Бичер-Стоу. К 1860 году Барнум вступил в ряды республиканской партии. Несмотря на прежние утверждения, что «политики всегда были мне неприятны», Барнум избрался в законодательное собрание штата Коннектикут в качестве республиканского депутата от города Фейрфилд (Fairfield) и прослужил в этом качестве два срока. При обсуждении направленной на искоренение рабства и наделение чернокожих избирательными правами тринадцатой поправки к американской конституции, Барнум выступил перед законодательным собранием с красноречивой речью, в которой утверждал, что «к человеческой душе нельзя относиться легкомысленно, будь она в теле китайца, турка, араба или готтентота — это всё та же бессмертная душа!»
«Каждую минуту рождается лох» — таков был девиз этого человека.
В своей деятельности Барнум успешно использовал методы, активно применяющиеся в современной рекламе и маркетинге. Умело манипулируя слухами, он играл на человеческом любопытстве, зарабатывая на этом громадные прибыли. Как только интерес к очередной проделке Барнума начинал спадать, немедленно рождалась новая уловка, часто выстраивающаяся на предыдущей: когда гвоздь программы европейских гастролей, карлик Чарльз Страттон, внезапно начал расти, Барнум придумал и организовал грандиозное зрелище — свадьбу карликов, на которой Страттон женился на лилипутке Лавинии Уоррен. Билеты на это шоу по ценам были доступны только весьма богатым людям.Чарити и Финеас Барнум
Барнум был дважды женат, имел четырёх детей. На протяжении своей жизни Барнум выстроил 4 дворца в Бриджпорте (штат Коннектикут), дав им названия: Iranistan, Lindencroft, Waldemere и Marina. Иранистан был наиболее выдающимся: причудливая роскошь, купола, башенки и ажурная лепнина, напоминающие Королевский павильон в Брайтоне (Англия). Особняк был построен в 1848, но сгорел в 1857 году.
 Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *