Рецензия на фильм «Матриця: воскресіння»  (фильм «Матрица: Воскрешение film The Matrix Resurrections) (3558)

«По телефонным будкам мы теперь не бегаем!»..

Лилли и Лана Вачовски неоднократно признавались, что Warner Bros. ежегодно предлагали им продолжить их самое известное творение. Сестры на эти инициативы отвечали стабильным отказом, отмечая, что вообще крайне скептически относятся к модным нынче перезагрузкам франшиз. Все изменилось в 2019-м, когда друг за другом умерли их родители. Тогда Лана и придумала сюжет новой «Матрицы». Режиссер объясняет: лишившись отца и матери, она поняла, что может вернуть к жизни дорогих сердцу героев - Нео и Тринити. Лилли от производства отказалась, сославшись на необходимость после гендерной трансформации набить руку на сериале «Работа над собой», но проект благословила. Соавторами Ланы в итоге стали Дэвид Митчелл (автор романа, по которому поставлен «Облачный атлас») и один из сценаристов сериала «Восьмое чувство» Александр Хемон. Фильм такого качества лучше всего смотреть в современных кинотеатрах. Например, в Cinema Citi (ТРЦ Ocean Plaza) на Лыбидской. Здесь используется лазерный проектор Barco DP4K-32B. Вместе с экраном Clarus XC с новой технологией покрытия 4-го поколения, они обеспечивают максимальную яркость и ошеломляющую передачу цвета. А высококачественная акустическая система Dolby Atmos позволит услышать малейший шорох. В главных ролях - Киану Ривз, Кэрри-Энн Мосс, Кристина Риччи, Джессика Хенвик, Приянка Чопра Джонас, Джонатан Грофф, Яхья Абдул-Матин II, Нил Патрик Харрис, Эллен Холлман, Джада Пинкетт Смит. Хронометраж - 02:28. Рейтинг R (16+). Премьера (мир) - 22.12.2021. Премьера (Украина) - 22.12.2021 (Кіноманія). Оценка www.kino-nik.com 7/10

Накануне американской премьеры, Кэри-Энном Мосс появилась в платье от Oscar de la Renta с принтом, напоминающим цифровую заставку фильма.

А в Киеве кинотеатр Cinema Citi (ТРЦ Ocean Plaza) встретил гостей традиционной красной дорожкой, тематической фотозоной, выступлениями ди-джея (на этот раз DJ Mr. Sunny) и симпатичной ведущей Яны Мануйловой. На премьере были замечены актёры Даша Трегубова, Арам Арзуманян, телеведущий Олег Панюта, певец Павел Зибров и многие другие…

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: «Матриця: воскресіння» Ланы Вачовски начинается как мрачноватая постмодернистская экшн-комедия. Почти «Джон Уик», только с параноидально искажённой реальностью и обилием отсылок на классическую трилогию. Главным образом, конечно, на великий первый фильм, потому что из сиквела и триквела в памяти осталось по паре эффектных сцен да финал. Вопреки этому самому финалу, мы видим постаревшего, но вполне себе живого Томаса Андерсона, внешне, опять же, неотличимого от Джона Уика и работающего разработчиком компьютерных игр в крупной компании, которая принадлежит…Warner Bros. Так вот, потрёпанный годами Нео давно трудится на развлекательном поприще и теперь широко известен как создатель трилогии игр… «Матрица» (грех было не совместить приятное с полезным и не превратить новую ленту в большую рекламу развивающейся игровой франшизы). С протагонистом, сильно смахивающим на него самого, Тринити, Морфеусом с лицом Лоуренса Фишборна и сюжетом, который все мы хорошо знаем. Руководит им подозрительный тип (Джонатан Грофф) по фамилии, представьте себе, Смит (!). Начальник донимает мистера Андерсона по поводу четвёртой игры, в то время как тот страдает от усиливающегося конфликта с окружающим миром: его беспокоят странные флэшбэки, связанные с играми и размывающие границы реальности. Вернуть твёрдую почву под ногами бедняге старается неестественно дружелюбный психоаналитик (Нил Патрик Харрис) - обладатель кошки по кличке Дежавю, кормящий клиента синими таблетками. А ещё Томас заглядывается на живущую по соседству «огненную милфу» (это цитата), весьма напоминающую Тринити, потому что играет её, собственно, Кэрри-Энн Мосс.

Но вот являются к доведённому до ручки герою двое: короткостриженая азиатская девушка с татуировкой белого кролика на плече и темнокожий мужчина в экстравагантном наряде и чёрных очках. Первая представляется именем Багз (Джессика Хенвик), зато второй - самым что ни на есть Морфеусом, хотя играет его совсем не Лоуренс Фишборн, а Яхья Абдул-Матин II (и играет, надо сказать, очень даже неплохо, получая нескрываемое удовольствие). Являются - и говорят: «Давай, поехали, тебя не хватятся, а ты поймёшь, куда всё катится». Ну и так далее по тексту. И таблетку красную предлагают. И тут многое, включая воскрешение Нео, замену Фишборна на Абдула-Матина II, роль психоаналитика и истинную сущность начальника Смита (ну-ка, догадайтесь, кто же он на самом деле), вроде как встаёт на свои места. Но настроение абсурдистской ностальгической комедии из фильма заметно, пусть и не окончательно, выветривается.

Новая «Матрица» могла выглядеть попыткой догнать давно отправленный в утиль поезд. Тем больше впечатляет результат этой погони. Подробно рассказывать и анализировать то, что происходит на экране в эти два с половиной часа, - лишать зрителя шансов на удовольствие, так что постараемся обойтись более или менее общими словами. Например, совершенно очевидно, что за прошедшие десятилетия у Ланы Вачовски, может быть, и не прибавилось ума, но зато прибавилось дури, которой исходной трилогии всегда здорово не хватало. Уже в «Облачном атласе» стало понятно, что у Вачовски вдруг прорезалось странноватое чувство юмора - в «Матрице» оно уже предстает вполне себе зрелым. Кто бы мог подумать, что приключения вечно насупленного Избранного могут быть смешными, однако же это именно так!

Вачовски мастерски отводит глаза, расписываясь в собственном бессилии. Вот переснятое начало первой «Матрицы», вот вклеенные сцены из третьей. Вот фирменный грим, вот дорисованный по новым стандартам «реальный» мир. Вот птички летают по заданной траектории, а вот уже Нео с Тринити вновь карабкаются на крышу небоскреба. Но только Нео здесь уже просто Нео, а никак не утыканный разъемами мессия. В этом, пожалуй, и заключается главная революция этого фильма, произведенная втихаря, заболтанная шутками и прибаутками. Дело тут даже не в возросшей роли женских персонажей в сюжете. Просто Лана поняла главное: модернистский культ Избранного (любого пола) - пережиток ХХ века. Теперь идея «Матрицы» в том, что миру нужен не спаситель, а любовь. Именно поэтому лучшие сцены здесь - разговорные дуэты Нео и Тринити, от которых рот непроизвольно растягивается в улыбке, а к горлу подкатывает комок. Именно поэтому их пресловутое возвращение из мира мертвых само по себе не вызывает никаких сомнений в правдоподобии.

В какой-то момент, кстати, выясняется, что их любовь - беспрецедентный источник энергии, впечатливший даже искусственный интеллект. В конечном счете «Воскрешение» - это не фильм про битву человека и машины (в ней в 2021 году необходимости нет; кто победил - известно), а кино о том, как немолодые уже мужчина и женщина годами идут друг к другу. «Почему ты, черт возьми, так долго?»..


подготовил Николай Лежнев

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *