Рецензия на фильм «Космонавт» (film Spaceman) (4762)

Бессмысленное и беспощадное кино, которое утонет в библиотеке Netflix…


Научно-фантастический драматический фильм режиссера Йохана Ренка основан на романе Ярослава Калфаржа «Космонавт из Богемии» 2017 года. Изначально главная роль, чешского космонавта Якуба, предлагась сыграть Роберту Дауни мл. и Хоакину Фениксу, а его жену Ленку могла сыграть Рэйчел Вайс. Съемки завершились в середине 2021 года, но лишь теперь фильм смогут увидеть зрители. В главных ролях - Адам Сэндлер, Кэри Маллиган, Пол Дано, Изабелла Росселлини, Кунал Нэйэр, Шинейд Фелпс, Джон Фландерс, Петр Папанек. Хронометраж - 01:45. Премьера (мир) - 01.03.2024 (Netflix). Оценка www.kino-nik.com 6/10

О ЧЕМ КИНО: чешский астронавт Якуб (Адам Сэндлер) уже полгода участвует в межпланетной миссии в одиночестве: ученые обнаружили недалеко от Юпитера странное скопление космической пыли и хотят взять образцы. Мужчина ежедневно поддерживает физическое состояние тренировками, а ментальное здоровье - звонками на Землю, общением с коллегами и женой Ленкой (Кэри Маллиган). Вот только женщина почему-то совсем не хочет с ним говорить и в один момент перестает выходить на связь. Тогда же на корабле обнаруживается инопланетянин Хануш (Пол Дано), он умеет проникать в разум других существ и потому погружается в сознание Якуба, чтобы изучить людскую расу…   
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: режиссер «Космонавта» Йохан Ренк, дебютирующий в кино после съемки клипов для Дэвида Боуи и сериала «Чернобыль», обратился к жанру космической драмы, исследованной до него вдоль и поперек. Исчерпывающий визуальный аттракцион зритель увидел у Альфонсо Куарона в «Гравитации», высокопарную космооперу - у Кристофера Нолана в «Интерстелларе», а философско-интеллектуальный эксперимент - у самого (прости, Господи) Андрея Тарковского в «Солярисе». Как бы приведенный список картин ни был абсурден, ко всем ним прямо или косвенно отсылает «Астронавт» и их же повторяет. С визуальной точки зрения кино Ренка никак не выделяется на фоне работ Куарона и Нолана, потому говорить об образе вселенной в «Астронавте» довольно бессмысленно, а интереснее разобраться, как выстроен мелодраматичный сюжет. Инопланетянин Хануш проникает в воспоминания Якуба и заставляет его отрефлексировать тяжелые моменты из прошлого. Ссоры с женой из-за беременности и спрятанные в глубине души воспоминания об отце, пытавшем противников коммунистической партии, отражают страх главного героя, не готового к рождению ребенка. Сама находка, что мужчина готов улететь на сотни тысяч километров от Земли, лишь бы не обращаться к психотерапевту, остроумна, только проблематичен образ супруги Ленки.    
Кэри Маллиган опять играет страдающую из-за действий супруга жену, хотя картина «Девушка, подающая надежды» показала актрисе альтернативное и эффектное амплуа. В «Космонавте» Маллиган, как и в «Маэстро» Брэдли Купера, печалится из-за мужа и по мужу, с которым больше не хочет поддерживать контакт. В режиссерской оптике Йохана Ренка героиня Маллиган существует только ради мужа, она должна либо выносить его ребенка, либо обязательно выйти с ним на связь и поддержать одинокого астронавта. Пусть Ленка пытается всячески избежать второго и отказывается даже от настойчивых просьб главы межпланетной экспедиции Тумы (Изабелла Росселлини), весь мир героини и ее мотивации крутятся вокруг мужчины.
Адам Сэндлер, которому иногда доверяют серьезные роли, отыгрывает своего героя Якуба с удовольствием. Он плачет без слез, смертельно усталым взглядом смотрит в экран для связи с Землей и сходит с ума от одиночества, общаясь с Ханушем. Инопланетное существо, являющееся сборником клише, намного более развито, чем человек, а потому говорит только пафосными, туманными фразами об устройстве бытия и чувств. Кажется, что сценаристы осознавали безынтересность персонажа Хануша, а потому придумали ему милый, плюшевый дизайн гигантского паука и наделили любовью к арахисовой пасте и джему.  


В главном герое Якубе можно искать трагичную метафору настолько уставшего от земных проблем человека, что он готов улететь к звездам, - у режиссера, к сожалению, совсем другое на уме. Через линию отцовства Йохан Ренк воспевает истины традиционного уклада жизни и ценность детей, якобы продолжающих жизнь родителей, и семьи, как сильнейшей скрепы и надежды. Жанр космической фантастики формирует картину будущего, загадывает, с какими проблемами столкнется человек, и отражает современные конфликты.
«Космонавт» же идейно застрял в прошлом, как и биологические отходы Якуба в туалете, который мужчина весь фильм пытается починить…(Дмитрий Елагин) 

подготовил Николай Лежнев 



 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *