Рецензия на фильм «Коммивояжер» (Forushande) (1503)

Лента иранца Асгара Фархади удостоена премии "Оскар"  как "Лучший фильм на иностранном языке" в 2017 году и заслужила отзывы на уровне "революционный психологический триллер для иранского кинематографа.." В чем секрет режиссера, картины которого способны вызвать в первую очередь эмоциональный отклик, а уже потом собирать награды на фестивалях и церемониях? В главных ролях - Таране Алидости, Шахаб Хоссейни, Бабак Карими. Хронометраж - 02:03. Мировая премьера - 21.05.2016. Премьера в Украине - 06.04.2017. Оценка www.kino-nik.ru 7/10

5656

О ЧЕМ КИНО: отношения Эмада (Шахаб Хоссейни) и Раны (Таране Алидости) безоблачны, и у них много планов на будущее. Днем Эмад преподает в школе, а по вечерам супруги увлеченно репетируют спектакль по пьесе Артура Миллера "Смерть коммивояжера". Однако семейная драма разворачивается не только на сцене, но и в реальной жизни, когда их новый дом из тихой гавани превращается в место преступления...kinopoisk.ru56757
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: "Коммивояжер" иранца Асгара Фархади удостоен премии "Оскара"  как "Лучший фильм на иностранном языке" в 2017 году , пять лет спустя после заслуженной награды за "Развод Надера и Симин". В чем секрет режиссера, фильмы которого способны вызвать в первую очередь эмоциональный отклик, а уже потом собирать награды на фестивалях и церемониях? Фархади снимает свободно, вне рамок жанров и не заигрывает с постмодернизмом, его работы поднимают актуальные темы, в них — только отличные иранские актеры международного класса и, самое главное, его фильмы не содержат прямолинейной морали и полны нюансов. Поэтому "Коммивояжера" можно отнести условно по жанрам к мелодраме без музыки, к детективу без следователя и к триллеру без убийства.35545
Эта лента представляет Тегеран городом рушащихся зданий, где красный цвет одежды и яркий макияж актрисы символизируют наготу в маленьком любительском театрике при постановке пьесы американского (!) автора и цензура режет не только сцены в постановке. Фархади удается показать эту просвещенную приглушенность столичных интеллигентов, когда даже после очевидного криминала герои избегают общения с полицией и когда европейский внешний вид скрывает фундаментализм в душе. Вот здесь-то и поселяется тот страх, который не снился Хичкоку, вот здесь-то Фархади легко соотносится с Балабановым и его "Грузом 200", всаживая от души в иранского интеллигентика столько внутреннего разложения, что начинают трещать все общегуманитарные ценности. Мастерство автора "Коммивояжера" — это мастерство художника, который при помощи нюансов в каждом кадре и каждой реплике, оставляет зрителя один на один с тревожным чувством иррационально меняющегося мира. Фархади пускает историю не по классическому, традиционному для западной культуры, пути триллера мести. Он действует по-восточному мудро и выводит историю отношений мужчины и женщины внутри в современном Иране, в то, как внешнее насилие может изменить их навсегда.
Общество в "Коммивояжере" и его главные герои уклоняются от открытых контактов с правосудием и все это производит впечатление системы, живущей по собственным законам. kinopoisk.ruГлавная героиня, Рана (Таране Алидости), попадает в больницу, но мы не видим ни полицейских, ни адвокатов, ни священника, только соседи, которые ее знают совсем плохо. Фархади иронизирует над иранскими цензорами, потому что есть преступление, но общество и потерпевшая стараются его изо всех сил скрыть, молчание в этом случае — это самый лучший, самый умный выбор Раны, которая понимает что именно она должна оправдать этот странный приход постороннего мужчины. Удар по ее репутации женщины может быть нанесен куда более внушительный, чем по костям разбитого черепа. Режиссер дает точке зрения женщины привилегию и право на прощение, но старательно избегает исследования ситуации, давая зрителю самому расставить акценты правосудия в финальной части ленты.kinopoisk.ru
Шахаб Хоссейни в роли Эмада очень точно передает образ рефлексирующего бородача-учителя, в котором прорастают семена беспокойства и мести, способные не только разрушить его самого, но и его брак с Раной, который давно существует по инерции. Несправедливость мира либо требует возмездия, либо может быть исправлена через прощение, по мысли Фархади, жизнь продолжается. И режиссер в "Коммивояжере" выстраивает своеобразную гендерную развилку типичных карающего местью мужчины и прощающей преступника женщины, которые разъединены самим отношением к ситуации и стереотипами общества. Фильм искусно намекает на многие проблемы, но не дает рецептов их решения. В своей ленте Фархади выступает не только как модератор сложных моральных дилемм, но и как организатор соответствующей визуальной среды, которая каждым кадром соответствует духу сюжета...
РЕЗЮМЕ: "Коммивояжер" - уникальное кино. Режиссер сумел раскрыть перед зрителем удивительно эмоциональную семейную драму, при этом не забыв сделать укор в сторону иранского общества. Но сделал он это лишь потому, что по-настоящему любит свою Родину и хочет сделать ее немного лучше...
Коля в Харлее подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *