Рецензия на фильм «Каменщик» (film The Bricklayer) (4691)

Бойд против Бонда…. 

Новогодние подарки кинозрителям на этот раз необычны: после магического реализма неотразимой итальянской «Химеры» кинотеатры выстреливают боевик Ренни Харлина «Каменщик», где единственное фирменное блюдо - кровавый мордобой. К греко-болгарско-американской картине приложили руку и каскадеры, спецы по рукопашной, поставившие бесчисленные экшн-сцены. В главных ролях - Аарон Экхарт, Нина Добрев, Клифтон Коллинз мл., Тим Блейк Нельсон, Ильфенеш Хадера, Оливер Тревена, Акис Сакеллариу, Ори Феффер, Лили Рич, Константин Адаев. Хронометраж - 01:45. Рейтинг R. Премьера (мир) - 05.01.2024. Оценка www.kino-nik.com 6/10 

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: режиссер Ренни Харлин набил руку на таких разнообразных, ставших культовыми фильмах, как «Крепкий трешек-2», «Скалолаз», «Глубокое синее море». После трехлетней паузы и практики в Китае вернулся к любимому жанру «фильмов действия», вооруженный знанием не столько восточных боевых искусств, сколько восточной графичности экшн-эпизодов с их смачным шмяканьем в громогласном саундтреке. «Каменщик» наполовину состоит из этих сцен, их смотришь как такой специальный силовой балет, не веря ни маловероятным ситуациям, ни мало правдоподобным исходам. Впрочем, именно это преданно любят многие зрители, так что картина обречена на их внимание.    
  Снято по одноименному бестселлеру 2010 года - откровениях бывшего агента ФБР Пола Линдсея, пишущего под псевдонимом Ноа Бойд. Главный смысл романа - попытка очистить репутацию спецслужб, обвиненных в серийных убийствах опасных журналистов. Ожидалось его продолжение, на основе которого планировалась кинофраншиза с Джерардом Батлером, но в 2011 году Пол Линдсей умер от лейкемии, а роман «Агент Икс» остался незавершенным. В фильме же Батлера заменил Аарон Экхарт. Из книги пришло странное хобби героя, который всюду носит с собой принадлежности для кладки кирпичей - это его успокаивает и приводит психику в равновесие. И в книге, и в фильме любовное оглаживание кирпичей становится началом абсурдности всего происходящего, и несмотря на вполне «джеймс-бондовское», окрыляющее начало фильма, мы быстро убедимся, что «бойдиада» уступает «бондиаде» по всем статьям.
  Действие стартует с места в карьер: таинственный человек в зловещей шляпе отстреливает журналистку, готовую к неким разоблачениям. После чего мрачный шеф ЦРУ О'Мэлли (Тим Блейк Нельсон), поручает уходящему на пенсию агенту Стиву Уэйлу устранить неожиданное препятствие, придав ему в качестве «начальника» наблюдательную Кейт Бэннон. Это она углядела в записи камеры видеонаблюдения лицо некогда близкого друга Уэйла, Виктора Радека (Клифтон Коллинз мл.), тоже бывшего агента, а ныне бунтаря, предателя и международного преступника. Радек пытается создать видимость, что за убийством журналистов стоит американское правительство и остановится если ЦРУ ему заплатит деньги. Нужно спешить: число жертв киллера растет, число стран, косо глядящих на США, тоже, спасение репутации страны и ее спецслужб теперь зависит от богатого опыта «каменщика» Уэйла и сноровки смышленой Кейт.  
  В роли Уэйла - Аарон Экхарт ("Темный рыцарь"), хороший драматический артист, но для роли нового отставного Бонда не имеющий ни той харизмы, ни нужной пластичности; его партнершу Кейт сыграла американо-болгарская актриса Нина Добрев («Дневники вампира»). Добрев в свое время занималась художественной гимнастикой и даже принимала участие в соревнованиях. Поэтому ее героиня отличается не только аналитическим складом ума, но и может «навалять» кому угодно. Однако, излишне говорить, что Уэйл игнорирует и ее указания еще до того, как они прибудут в Салоники. А там у него хватает дел, чтобы еще общаться и с Кейт. Он связывается со своим поставщиком оружия и транспорта Патрисио (Оливер Тревена), а в поисках информации выбешивает бывшего криминального деятеля Стэна (Ори Пфеффер), получившего теперь большую известность. Кроме того Уэйлу предстоит сложное объяснение с коллегой-агентом ЦРУ Тай (Ильфенеш Хадера) - у него были с ней романтические отношения. Хладнокровно перенося множество физических передряг, Уэйл постоянно говорит хриплым шепотом, который стал раздражающим клише экранной мужественности со времен «Грязного Гарри». Добрев застревает в неблагодарном ретро-образе властной женщины-профессионала, которая на каждом шагу оказывается беспомощной и неумелой, давая Уэйлу множество поводов ухмыльнуться...      

 Фабулу книги и, соответственно, фильма не назовешь захватывающей: у авторов не хватает мастерства, чтобы держать на контроле запутанные коллизии, в которые попадают герои. Зато хватает штампов, чтобы придумывать пространные философемы - их декламируют персонажи, держа противника на мушке. Или приводить в действие спасительных «богов из машины» - фигуры, которые в последний миг обеспечат выход из безвыходных ситуаций. События разворачиваются в греческих Салониках, на улицах гремят демонстрации трудящихся, и одна из самых по идее напряженных, по результату уморительных сцен фильма происходит во время многотысячного митинга, когда Каменщик, обрушив трибуну с оратором и телеоператорами, эффектно отрубает кисть руки коварному Радеку и долго с ним куртуазно беседует в полной пустоте вокруг. Оставляя нам гадать, куда делась толпа, и почему злостного, на грани терроризма, нарушителя порядка до сих пор не скрутила полиция….


 Но все это не имеет большого значения, поскольку в «Каменщике» хватает погонь, перестрелок и взрывов. Как и в свои лучшие голливудские дни, Ренни Харлин остается ловким и уверенным в себе режиссером, временами рискуя показаться глупым, но редко оказываясь скучным….

подготовил Николай Лежнев 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *