Рецензия на фильм «Індіана Джонс і реліквія долі» (фильм «Индиана Джонс и колесо судьбы» film Indiana Jones and the Dial of Destiny) (4365)

Без Спилберга…Раньше было лучше!

Логотип Paramount Pictures впервые в истории франшизы не рифмуется с первым кадром: на пятой серии Стивен Спилберг, как известно, передал режиссерские полномочия Джеймсу Мэнголду («Рыцарь дня», «Логан», «Ford против Ferrari»), и тот не посчитал возможным использовать чужую шутку. Тем более что за другими подношениями, поклонами и приветами Спилбергу в последующие 140 минут дело не станет. В главных ролях - Харрисон Форд, Бойд Холбрук, Мадс Миккельсен, Антонио Бандерас, Фиби Уоллер-Бридж, Джон Рис-Дэвис, Тоби Джонс, Томас Кречман, Оливье Рихтерс, Джилл Винтерниц. Хронометраж - 01:50. Бюджет - $295 000 000. Рейтинг PG-13. Премьера (мир) - 18.05.2023 (Каннский кинофестиваль). Премьера (Украина) - 17.05.2023 (Кіноманія). Оценка www.kino-nik.com 7/10


О ЧЕМ КИНО: под занавес Второй мировой войны Индиана Джонс (Харрисон Форд) и его оксфордский друг Бэзил Шоу (Тоби Джонс) похищают в Германии из-под носа нацистского физика Фоллера (Мадс Миккельсен) артефакт (точнее, половину артефакта) под названием Антикитера - сконструированный Архимедом механизм, позволяющий предсказывать положения небесных тел и, возможно, способный на гораздо большее. Спустя четверть века, в 1969 году, Фоллер готовится получить медаль из рук президента США - он только что помог отправить человека на Луну. А Индиана Джонс одиноко живет в Нью-Йорке и выходит на безрадостную пенсию. Но тут появляется дочка покойного уже Бэзила, Елена (Фиби Уоллер-Бридж), и увлекает Джонса на поиски второй половины Антикитеры, за которой, разумеется, продолжают охотиться и нацисты….
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: вышедшее 15 лет назад «Королевство хрустального черепа» принято высмеивать, но задним числом фильм выглядит очень недурно со всеми своими веселыми дикостями. Зеленые человечки! Спасение от ядерной бомбы в холодильнике! Кейт Бланшетт с русским акцентом и саблей! Поскольку «Королевство» оставило Индиану с наследником и женой, «Колесу» первым делом нужно было что-то с этим делать, и жестокие продюсеры проголосовали за развод и против сына (хотя было бы смешно посмотреть на нынешнего Шайа ЛаБафа в его юношеской роли).

Ставку сделали не на эксперименты и хулиганство, а на самый надежный инструмент - ностальгию. От коммунистов снова вернулись к нацистам. Макгаффин опять волшебный, но без летающих тарелок, как бы слегка исторический (Антикитера и вправду существует). Подземные ходы, змеи, самолет, наложенный на карту мира, тоже есть. Погоня по арабскому городу, как в «Искателях»! Юный компаньон (теперь тоже арабский), как в «Храме судьбы»! Реализация папиных обсессий, как в «Крестовом походе»! С антресолей достали даже египетского друга Саллаха, который не имеет вообще никакой функции в сюжете, кроме ностальгической.
Чтобы сразу оглушить зрителя приятными воспоминаниями, «Колесо» начинается с бравурного двадцатиминутного пролога, где действует компьютерно омоложенный Форд. Как было видно и по трейлерам, эта технология доведена уже почти до совершенства (легкие проблемы остаются даже не с мимикой, а скорее, с движениями на общих планах). Сладострастное уничтожение нацистов в (а потом и на) мчащемся поезде - это, пожалуй, лучший экшен-фрагмент во всем фильме.
Фиби Уоллер-Бридж не то чтобы выдающееся кастинговое решение, от нее хочется чего-то менее формального, чем решительная спутница, с которой можно переругиваться (любя). Но если вы вдруг всегда мечтали посмотреть, как именно эта актриса бьет в челюсть и перепрыгивает на ходу между машинами с монтировкой наперевес, ваша мечта исполнилась. Мадс Миккельсен, разумеется, и во сне сыграет нацистского ученого, который считает нужным сообщать всем, кто готов слушать, что Гитлер был слабак. Бойд Холбрук почти молча, наоборот, выступает в роли головореза со стрижкой головореза. Антонио Бандерас (почему-то) появляется в неблагодарной эпизодической роли очередного старого друга Индианы. За окном Марокко, Сицилия и другие живописные окрестности Средиземного моря. Визуальных эффектов, причем не всегда убедительных, явный перебор, зато на финальном отрезке они позволяют авторам разгуляться на полную катушку.
Джеймс Мэнголд прекрасно держит ритм: по матрице Спилберга герои безостановочно выпутываются из смертельно опасных ситуаций, хотя теперь еще регулярно вспоминают, что неплохо бы передохнуть (шуток про возраст, конечно, в избытке). Стоит ли говорить, что режиссер все равно не Спилберг? Здесь нет его магической искры, и как бы нас ни старались убедить в обратном, это не совсем настоящий «Индиана Джонс», а скорее, его удачная имитация, и тут ничего не попишешь. Наверное, не обязательно - подсознательно мы все к этому готовы.
Та-тара-та, та-та-та. Та-тара-та, та-та-та-та-та. 80-летний Харрисон Форд, надевая знаменитую шляпу, сегодня играет уже не персонажа, а актера, играющего персонажа, выступает как бы в роли самого себя помоложе. И, наверное, для фильма это нехорошо, но сердце от этого щемит даже сильнее (Станислав Зельвенский)
подготовил Николай Лежнев

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *