Рецензия на фильм «Идеальные дни» (film Perfect Days) (4726)

Вим Вендерс ищет магию в обыденности (и находит)…

Для разговора об «Идеальных днях», с одной стороны, уже слишком поздно, с другой - еще слишком рано. Но разве бывает неподходящий момент, чтобы обсудить чудесное кино? Вопросы отношений с хронологией в общем и маленькими рутинными мгновениями в частности и занимают седовласого мастера Вима Вендерса. Будем считать, что время - плоский круг, похожий на пластинку, под которую режиссер настраивает иглу своего проигрывателя. Название можно расценивать как изящный поклон хиту Лу Рида Perfect Day - песня прозвучит в картине, как и множество других знакомых композиций, ставших классикой уже очень давно. В главных ролях - Кодзи Якусё, Ариса Накано, Токио Эмото, Томокадзу Миура, Юрико Кавасаки, Юми Асо, Аои Ямада, Аои Ёсида, Ацуси Фукадзава, Масахиро Комото. Хронометраж - 02:03. Рейтинг PG (18+). Премьера - 25.05.2023 (Каннский кинофестиваль). Цифровой релиз - 01.02.2024. Оценка www.kino-nik.com 6/10 

О ЧЕМ КИНО: Хираяма (Кодзи Якусё) просыпается, и начинается новый круг привычных ритуалов. День за днем: ванна, завтрак, дорога на работу, книга на ночь, общественная баня раз в неделю (а может, и два) - крохотный мир, полный крохотных дел. Немолодой мужчина - уборщик городских туалетов в Токио: к ручному труду Хираяма относится с медитативным спокойствием и непоколебимым старанием. Методичное наведение чистоты унитазов неминуемо ведет к гигиене мыслей и чувств. Постепенно цикличная рутина разбавляется вкраплениями маленьких происшествий: кто-то спрятал за раковиной бумажку с игрой в крестики-нолики, напарник по клинингу снова попал в беду, (не)случайная встречная за обедом в парке робко улыбнулась, а значит, вечер непременно пройдет хорошо…. 
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: «Идеальные дни» - кино наполненного и осмысленного молчания. Хираяма - собеседник удивительно неразговорчивый, но от немногословности мужчина не кажется ни излишне таинственным, ни нелюдимым. Отрешенное созерцание механики будней кому-то может показаться опытом весьма утомительным, но оптика Вима Вендерса позволяет говорить скорее о гипнозе или практиках киномедитации. Постепенно Хираяма становится если не лучшим другом, то сердечным и душевным старым знакомым, встреча с которым всегда отрада, даже если случилась не вовремя (вернемся к началу: лучший момент - прямо сейчас). Мужчина обнаруживает бездонный источник серотонина в простых вещах и разрешает себе любить обыденность и испытывать благодарность за то, что имеет. Пусть не много, но и не так мало, как кажется со стороны.  
Особенную радость Хираяме причиняют пленочные снимки крон могучих деревьев: маленькое хобби, которое мужчина наделил большим значением. Критики всего мира обратились к диковинным словарям, чтобы выудить со страниц komorebi - понятие, обозначающее солнечный свет, пробивающийся сквозь листву. Поэзия далекая и близкая: рифму солнца и веток легко не заметить в круговерти будней, но, запечатлев однажды, невозможно потерять из виду. Что-то подобное можно сказать и о самой картине.
Вим Вендерс с середины 80-х клянется японской культуре в бесконечной любви: в документальном очерке «Токио-Га» режиссер сплел в единый нарратив экскурсию по городу, который становился все более западоориентированным (прогулки среди неоновых вывесок + игры в пачинко), и посмертный портрет одного из любимых режиссеров токийцев Ясудзиро Одзу. Классик японского кино плавно двигался к простоте и искал подлинный образ человека своего времени. Спустя почти 40 лет Вендерс попытался выудить сегодняшнего героя среди ровесников - в чертах отрешенного Хираямы сложно не угадать мазки автопортрета.   
 «Японская коллекция» в фильмографии Вендерса опять пополнилась, но кинематографист остался постоянным, трепетным и жадным до открытий туристом, так и не став местным. Потому «Идеальные дни» выглядят скорее как восторженный комплимент со стороны, глубокое почитание и даже легкая зависть к иному типу мышления. Джим Джармуш, который однажды начинал у Вендерса на съемочной площадке, Японией увлечен не меньше: кажется, именно поэтому ритмика и произношение «Дней» столь близки «Паттерсону» - пусть штат Нью-Джерси так далек от Токио.
В комбинации разнокалиберных величин и симпатий режиссер безошибочно почуял общую экзистенциальную усталость от всякого рода изматывающих стремлений к мерцающим целям. И дело не в возрасте, мудрости, культуре или месте прописки, а в перенасыщенности, которая все чаще заставляет обращаться к деликатному аскетизму в мире, тонущем в вещах и информационных потоках. В пересказе есть риск сжать душевный порыв до трюизма, но неспешность и внимание - лучшие лекарства от синдрома отложенной жизни. Порой еще один такой же день, как остальные, может стать счастливым из-за ошибки вселенной - трогательной случайности. (Настасья Горбачевская).


РЕЗЮМЕ: Каннский кинофестиваль 2023 года завершился вручением наград, в том числе и ленте Вендерса: режиссеру адресовали «Приз экуменического (христианского) жюри», актеру Кодзи Якусё - «Пальму» за лучшую мужскую роль….

подготовил Николай Лежнев 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *