Рецензия на фильм «Грань времени» (Synchronic) (2972)

Новый сай-фай триллер от создателей «Паранормального»...

Фестиваль в Торонто-2019 завершился, но его тайных сокровищ хватит еще на один год. Среди них - сай-фай триллер «Грань времени» от Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда - авторов авангардных ужастиков, которые затем слегка затмило «Солнцестояние» Ари Астера. А зря. В главных ролях - Джейми Дорнан, Энтони Маки, Кэтрин Аселтон, Элли Иоаннидес, Билл Оберст мл., Девин А. Тайлер, Аарон Гробен, Мартин Бэтс Брэдфорд, Бетси Холт, Уолкер Бэбингтон. Хронометраж - 01:42. Рейтинг R (18+). Премьера (мир) - 07.09.2019. Премьера (РФ) - 26.11.2020. Оценка www.kino-nik.com 6/10

О ЧЕМ КИНО: двое друзей-врачей Деннис (Джейми Дорнан) и Стив (Энтони Маки) еженощно выезжают на пугающие вызовы: то передоз, то ранение, то человек сгорел заживо. Ничего воодушевляющего: приехать - спасти/констатировать - забрать - доставить. Они профи, и по пути успевают обсудить простую бытовуху, стебануть друг друга или вовсе поспорить о том, кому жить хорошо. Всё идёт как всегда, пока однажды им не попадается раненый парень, в нанесении ущерба которому даже обвинить некого. Кроме одного - наркотика Synchronic (оригинальное название фильма, кстати), под которым был пострадавший, когда на него напали.  Мы видим бесконечную ночь и морально тяжелые смены, скучные посиделки на семейном торжестве Денниса, одинокие ночи в обнимку с собакой в постели Стива, воспоминания над бокалом пива и споры: то ли с семьёй жить хорошо - то ли одному. Два друга знакомы с колледжа, знают друг друга как облупленных, всегда прикрывают спину. Всё идёт по накатанной, пока вдруг однажды после одной из смен Стив не попадает ко врачу. Коммуникация нарушается ещё больше, когда очередной вызов на смене оказывается связан с семьёй Денниса. И вот, пожалуйста: разлад в бригаде. Но необходимо работать дальше: вызовы повторяются, а обстоятельства объяснить одними наркотиками уже не удаётся, и повсюду - этот долбаный Synchronic, о котором вообще ничего не известно...ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ:  три года назад Бенсон и Мурхед (первый еще и сценарист и продюсер, а второй - оператор и монтажер; и оба играют) сняли фильм «Паранормальное» - историю про возвращение двух братьев в секту, из которой они сбежали, еще будучи детьми. Сейчас из‑за «Солнцестояния» никто об этом уже и не вспомнит, но «Паранормальное» - выдающееся кинематографическое рассуждение об относительности любых норм, несовместимости утопий со свободной волей и эфемерности зла. Пока прочие мастера ужасов изображают темные силы как что‑то фундаментальное и материальное (что‑то с подробным обоснованием или с физическим воплощением), Бенсон и Мурхед просто разливают зло в воздухе. Оно в их фильмах как радиоактивный фон, как токсичные испарения знаменитых техасских полей смерти: часть среды, незаметно влияющая на поведение людей. Обыденность и неизбежность этого воздействия превращают их недорогие, неторопливые и местами любительские фильмы в нечто завораживающее, страшное и уникальное. А поскольку порой эти фильмы - например, «Паранормальное» и «Ломка» - образуют общие вселенные, всегда интересно знать, что там Бенсон и Мурхед снимут в следующий раз. Премьера «Грани Времени» в Торонто-2019 могла стать кульминацией отличного года для авторских ужастиков. Но что‑то пошло не так.Хорошая новость: Бенсон и Мурхед больше не играют главные роли, доверив их профессионалам - Энтони Маки из «Мстителей» и Джейми Дорнану из «Пятидесяти оттенков серого» (на самом деле Дорнан сыграл во вполне релевантном фэнтези-ужастике «Девятая жизнь Луи Дракса», а Маки — в параноидальном триллере «Убежище», но как их не поддразнить?) У двух актеров получается отличный бадди-романс. Их герои - врачи-парамедики, которые каждый день (точнее, ночь - в Новом Орлеане, если верить этому фильму, нет светлого времени суток) пытаются спасти людей, пропущенных через криминогенную мясорубку. Но пациенты, которые им попадаются в последнее время, словно побывали в другой вселенной: вот сгоревшая посреди пустыря женщина, вот укушенная давно не существующей змеей девушка, вот порубленный мечом конкистадора мужчина. Эти странности, впрочем, до поры до времени не особо заботят погруженных в собственные проблемы героев. Один (Джейми Дорнан) хочет уйти от жены и не может найти общий язык с дочкой. Другой (Энтони Маки) во время очередного вызова накололся на шприц наркомана - и между делом узнал, что у него опухоль в голове. Но настоящие приключения начинаются, когда в городе появляется наркотик под названием «синхронный», жертвами которого становятся дочь одного из героев и - небольшой спойлер - собака другого.Плохая новость: в конце фильма зритель обнаружит, что его обманули. «Синхронный» - это шкатулка без второго дна, заклинившая матрешка. В одной из сцен герой на полном серьезе советует дочери-подростку пойти работать в ФБР, раз ей нравятся «Секретные материалы» (тут вообще много странных негромких шуток: персонаж Маки, например, называет младенцем-расистом белого грудничка, который не хочет к нему на руки). Потом выясняется, что весь этот грандиозный и явно дорогой для Бенсона и Мурхеда фильм и есть всего лишь очередной эпизод «Секретных материалов». «Грань времени» очень долго, обстоятельно и изобретательно готовит зрителя к встрече со злом. Камера то и дело улетает куда‑то в космос, чтобы подчеркнуть масштаб замысла режиссеров. За кадром постоянно кто‑то кричит - да так, что вопли Боба и всех женщин «Твин Пикса» кажутся детскими писками. Героев всюду окружают и пытаются задушить желто-зеленые стены, как в триллерах Дэвида Финчера. Постепенное разоблачение мистики впечатляет: сперва нам намекают на что‑то лавкрафтовское, а потом - на психофуги в духе «Шоссе в никуда».Но в итоге фильм становится жертвой собственных самосбывающихся страхов. Герой Маки, узнавший, что смертельно болен, и подсевший на наркотики, в какой‑то момент огрызается: «Вот только не смотри на меня как на ходячее клише - парамедика-наркомана!» Когда «Грань времени» наконец решает объяснить свою задумку, этот очень атмосферный и искусно снятый фильм, увы, тоже превращается в ходячее клише… (Егор Москвитин)РЕЗЮМЕ: к счастью, неудавшаяся научно-фантастическая история никак не мешает здесь истории человеческой. Истории про двух уставших парней и одну собаку, которая на собственной шкуре узнает, что время - плоский круг. «Грань времени» - никудышный сай-фай, но способный триллер и убедительная драма. И вполне может быть, что этот фильм и не виноват, что простота и человечность в современном кино стали тем самым ходячим клише.

 подготовил Николай Лежнев

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *