Рецензия на фильм «Голубиный туннель» (film The Pigeon Tunnel) (4593)

Незадолго до своей смерти в 2020 году автор романа «Шпион, выйди вон!», Джон ле Карре, дал откровенное интервью режиссеру Эрролу Моррису. В своем фильме «Голубиный туннель» Моррис предлагает зрителям не особо доверять сюжету. Кстати, Ле Карре уверял, что давал такое же рабочее название всем своим романам, а мемуары, изданные в 2016 этот титул сохранили. В главных ролях - Джейк Дав, Шарлотта Хэмблин, Джон ле Карре, Алан Мехдизаде, Дуглас Рэнкин. Хронометраж - 01:32. Рейтинг PG-13. Премьера (мир) - 01.09.2023 (Telluride film festival). Цифровой релиз - 20.10.2023 (Apple TV). Оценка www.kino-nik.com 6/10

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: под термином «Голубиный туннель» Джон Ле Карре понимал узкий проход, через который наивные птицы летели к свободе, чтобы стать мишенью для стрелков. Это лишь одна из нескольких метафор, которые писатель использует, чтобы передать свое циничное мировоззрение в документально-игровом фильме Эррола Морриса. Многолетний интерес режиссера к истине и заблуждениям настолько хорошо соответствует теме, что весь фильм в конечном итоге кажется чем-то вроде уловки.    

Начнем с того, что не существовало такого человека, как Джон ле Карре - это псевдоним, который взял Дэвид Корнуэлл, бывший шпион, получивший образование в Оксфорде. Он занялся литературой, чтобы показать абсурдность так называемой «разведывательной» индустрии Англии. Корнуэлл лукаво окрестил ее  «цирком». Кому служили агенты и что ими двигало? Рассуждая о Киме Филби, перебежчике, прототипе Билла Хейдона в романе «Шпион, выйди вон!» Корнуэлл описывает «сладострастное» наслаждение «добровольной шизофренией», когда шпионы процветают за счет морального давления на людей и ловят извращенный кайф из-за риска быть разоблаченным.
Дэвид Корнуэлл кое-что об этом знает. Писатель откровенно признается режиссеру перед камерой, что он был идеальным кандидатом для набора в секретную службу: мальчик из школы-интерната, рано разлученный со своими родителями, мыслящий независимо, но все еще ищущий возможность послужить родине.   
Эррол Моррис строит «Голубиный туннель» не как стандартное интервью, а как дружеский допрос, призванный усилить чувство недоверия со стороны аудитории любого уровня подготовки. Корнуэлл с самого начала обезоруживает нас, прощупывая режиссера. Кем является Моррис  - единомышленником или кем-то зловещим и непонятным. Писатель настаивает на том, что он будет откровенно отвечать на все вопросы Морриса, и все же в его улыбке есть нечто, что указывает не столько на искренность, сколько на радость ребенка, которому все сошло с рук.   
Это делает «Голубиный туннель» уникальным документальным фильмом, сродни сбору пазла - чувство, которое Моррис поощряет, окружая Корнуэлла (который сидит в элегантной старинной библиотеке) высокими диагональными зеркалами и снимая его с ряда нестандартных ракурсов. На этот раз Моррис не использует типичный для него ракурс «в лоб», когда герой фильма смотрит прямо в объектив, а каждое изменение мимики позволяет зрителям поиграть в детектор лжи. Наверное, это правильный ход для съемок государственных деятелей (вроде Роберта Макнамары или Дональда Рамсфелда). Но в случае с Дэвидом Корнуэллом режиссер намерен посеять сомнения.  
Романы Джона Ле Карре часто адаптировались для экрана, и Эррол Моррис относится к этим отрывкам как к роликам из реального мира, как если бы они представляли сцены из собственной жизни Корнуэлла. При этом, он отдает предпочтение мини-сериалу 1980-х годов «Шпион, выйди вон!» с Алеком Гиннессом в главной роли) и одноименному полнометражному фильму 2011 года, за который Гэри Олдман был номинирован на «Оскар». Вначале Эррол Моррис отходит от метафоры «голубиного туннеля», цитируя отрывок из «Секретного пилигрима», в котором Корнуэлл пишет: «Вам нужен свернутый кусок пергамента в самой секретной комнате, который расскажет вам, кто управляет вашей жизнью и почему». Беда, как и в отдельной истории о запертом сейфе со сверхсекретами страны, в том, что время, проведенное в разведке, в конечном итоге раскрывает страшную правду - «самая сокровенная комната пуста».   
 Такое же разочарование в конечном итоге ждет любого, кто играет в угадайку Эррола Морриса о Джоне Ле Карре. Корнуэлл - обаятельный и приветливый мужчина, хорошо образованный и красноречивый, который открыто говорит обо всем, но кроме своей личной жизни…

Николай Лежнев 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *