Рецензия на фильм «Гірська лихоманка» (фильм «Вершина страха» film Summit Fever) (3976)

Альпинизм в стиле рок-н-ролл…

Режиссер Джулиан Джилби, опытный альпинист, говорит: «Мой фильм доведёт публику до предела. Они испытают такой же адреналин, как и я, работая с камерой на высоте тринадцать тысяч футов (4000 метров)». «Гірська лихоманка» рассказывает историю английского альпиниста, который вместе со своими друзьями намеревается покорить «большую тройку» - Маттерхорн, Эйгер и Монблан, но сталкивается со смертельными испытаниями. В главных ролях - Фредди Торп, Мишель Бил, Райан Филипп, Ханна Нью, Матильда Варнье, Джанмарко Саурино, Лора Фэрриес, Корин Делакур, Тео Кристин, Джейк Дж. Меньяни. Хронометраж - 01:55. Рейтинг R (16+). Премьера (мир) - 14.10.2022. Премьера (Украина) - 27.10.2022 (Кiноманiя). Оценка www.kino-nik.com 6/10

О ЧЕМ КИНО: Майкл (Фредди Торп) ради покорения горных вершин «большой тройки» - Маттерхорна, Эйгера и Монблана решает уволиться с работы и отправиться в Альпы. Компанию ему составляют Жан-Пьер, известный как JP (Мишель Бил) и группа поддержки в лице Лео (Райан Филипп) и Наташи (Ханна Нью). Несмотря на то, что многие энтузиасты расстались с жизнью в попытке забраться на вершину, эти двое не намерены отступать. Но до них еще не дошли слухи о надвигающемся снежном шторме, и теперь экстремальное путешествие превратится в борьбу со смертоносной стихией…

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: неоспоримое достоинство фильма Джулиана Джилби - великолепные горные пейзажи. Маттерхорн, Айгер и Монблан - знаменитая большая тройка альпийских вершин - представлены в картине «широко и богато». Оператор Адам Холл постоянно пытается объять пространство снега и скал, давая зрителю увидеть то многокилометровые горнолыжные склоны, утопающие в белизне, то гигантские каменные изваяния, испещрённые венами скалолазных веревок всех цветов и размеров. В отдельные моменты происходящее на экране чем-то напоминает картины Николая Рериха, на которых горы представлены величественно и загадочно одновременно. Хотя порой видно, что у картины небольшой бюджет, проявляющийся в фанерных валунах, катящихся на главных героев, и компьютерной графикой, передающей привет из позапрошлого десятилетия, но виды горнолыжного курорта искупают многое.
  При этом видно, что «Гірську лихоманку» делал не дилетант, который про скалолазание читал только в книгах. Джулиан Джилби, режиссер ленты, является по совместительству также опытным альпинистом, который после пребывания в Шамони решил снять об этом месте фильм. Потому важной частью картины является не только восхождение на вершины, но и жизнь у этих самых вершин.

Бары, ставшие своеобразными культурными центрами для туристов, каждодневные попойки и бешеное улюлюкание, когда по телевизору показывают очередного энтузиаста, избравшего наиболее трудный и опасный маршрут для своего следующего похода. Все это является составной частью «рок-н-рольного альпинизма», культурного феномена, при котором молодые люди днем покоряют невозможные высоты, а вечером беззаботно веселятся, попутно строя планы на новое приключение.

Потому сильная сторона фильма - он дает понять людям, которые никак со скалолазанием не связаны, почему многих так тянет в горы: преодоление своих возможностей, каждодневный риск с дозами адреналина и единение с природой. Отдельные эпизоды вызывают чувство, сопоставимое с трепетом, когда камера отходит назад, и оказывается, что герои, которые так лихо орудовали ледорубами и легко прыгали с одного уступа на другой, всего лишь муравьи на теле каменного гиганта. При этом режиссер не романтизирует уклад жизни альпинистов, постепенно показывая, что горные массивы таят в себе множество опасностей: от суровых погодных условий до банальной случайности в виде упавшего камня. Как подмечает одна из героинь: «В августе, когда сойдет снег, трупы будут находить каждый день».

Если бы «Вершина страха» была документальным фильмом, то ее выгодно выделяли бы среди прочих богатый опыт создателей в сфере альпинизма и стремление показать две стороны одной медали. Однако перед нами игровое кино, и тут возникают неоднозначности. Проблема даже не в банальном сюжете, чья роль сводится скорее к простому обоснованию того, почему герои (к слову, не особо примечательные личности) вновь и вновь лезут туда, откуда рискуют не вернуться. Фильм будто сам не понимает, о чем он рассказывает историю.

Summit fever, оригинальное название ленты, переводится как «лихорадка вершин» и имеет два значения: «побуждение достичь вершины горы любой ценой» и «навязчивая потребность выполнить поставленную задачу». С этой точки зрения, лента Джулиана Джилби посвящена одержимости постоянно рисковать своей жизнью, чтобы подняться на очередную высоту. Выразителем этой темы в большей мере является Жан-Пьер (Мишель Бил - «Эмили в Париже»), профессиональный «восходитель», у которого на глазах погибли друзья, а он уже на следующий день ищет тех, кто проспонсирует его новую авантюру. Этому вторит линия главного героя Майкла (Фредди Торп - «Овердрайв»), который постоянно сопровождает друга, попутно пытаясь уберечь того от беды.
  Но странное дело - создатели картины предупреждают зрителей, насколько опасен альпинизм (а также маниакальное стремление любой ценой достичь поставленной цели), но попутно будто приглашают их все-таки попробовать вкусить разряженного воздуха на трехкилометровой высоте. Майкл, сначала скептически относившийся к покорению «альпийской тройки», довольно скоро втягивается в происходящее и уже с ретивостью Жан-Пьера спешит в очередное путешествие. Однако это подается в том ключе, что только в горах главный герой начинает по-настоящему жить. Не случайно фирма, куда устраивается юноша в самом начале, рисуется мирком скуки и алчности, а горнолыжный курорт - бесконечным пространством, над которым так и хочется возвыситься…(Константин Губанов)

РЕЗЮМЕ: с одной стороны, перед зрителем фильм про одержимость, с другой - про стремление прожить жизнь полно и с целым каскадом эмоций. Не сказать, что эти темы противоречат друг другу. Но их сочетание в картине приводит порой к не столько абсурдным, сколько кощунственным эпизодам, когда гибнут профессиональные альпинисты, а их друзья воодушевленно выдают что-то между "Ну, он умер с улыбкой на лице" или "Зато они занимались любимым делом". Слабое утешение для тех, кто пролетел километровую высоту и сгинул в бездне или замерз насмерть…

Николай Лежнев


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *