Рецензия на фильм «Герой наших снов» (film Dream Scenario) (4631)

Где-то это мы уже видели…

Как раз в тот момент, когда можно было подумать, что фильмография Николаса Кейджа не может быть более странной, появился «Герой наших снов» 38-летнего Кристоффера Боргли. И не важно, что его картина напоминает «Уникума», комедию Виталия Мельникова 1983 года, а также главу из фильма «Римские приключения» Вуди Аллена. Американцы любят ремейки, адаптированные к современным реалиям, а продукция других стран их редко волнует. В главных ролях - Лили Бёрд, Николас Кейдж, Джулианна Николсон, Джессика Клемент, Стар Слэйд, Майкл Сера, Дилан Гелула, Дэвид Клейн, Калеб Хорн, Лиз Аджеи, Паула Бодро, Марни МакПайл. Хронометраж - 01:40. Премьера - 09.09.2023 (TIFF Кинофестиваль в Торонто). Премьера (мир) - 10.11.2023. Оценка www.kino-nik.com  5,5/10

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: Пол Мэтьюз (Николас Кейдж ) - человек, которого вы не заметили бы в реальной жизни. Толстый, лысеющий, в помятых штанах и коричневых кожаных туфлях, он - штатный профессор заштатного университета, год за годом бубнящий о коллективном сознании и мудрости стада. Жизнь обычного преподавателя внезапно переворачивается с ног на голову, когда он начинает появляться во снах других людей. В одночасье он становится самым узнаваемым человеком не только у себя в городе, но и во всем мире. Его приглашают на телевизионные шоу, о нем пишут газеты, а толпы папарацци и поклонников жаждут его внимания. Но эйфория от всеобщей любви и славы проходит так же внезапно, как возникла. Ведь радостные сны имеют обыкновение сменяться страшными. А соответственно и реальная жизнь героя оказывается под угрозой…   
Норвежец Кристоффер Боргли («Тошнит от себя») в своем новом фильме  использует сюрреалистическую предпосылку и подходит к ней с тоном, представляющим необычную смесь комедийного и зловещего. Что это - фэнтези, сказка или новый вид фильмов ужасов? На самом деле, «Герой наших снов» - это все вышеперечисленное, а также кое-что еще, поскольку в нем есть также определенная постмодернистская ДНК, которая роднит его с двумя наиболее раздвигающими границы фильмами Николаса Кейджа: «Адаптация» и «Невыносимая тяжесть огромного таланта».
   Здесь, как и в «Адаптации», перед Кейджем стоит задача выглядеть ничем не примечательным. Художник по костюмам одевает звезду в серую одежду, которую его герой, вероятно, заказал по каталогу. То же самое делает команда парикмахеров и визажистов, которые убрали его фирменную прическу и позволили седине проступить в его бороде. В аудитории Пол читает лекцию о полосах на шкуре зебры, объясняя, как работает их камуфляж: идея состоит не в том, чтобы слиться с природой, а в том, чтобы раствориться в толпе. На самом деле, это привычная стратегия Пола большую часть его жизни, хотя у него есть большое желание публиковаться. Он работал над теорией о муравьях (что-то связанное с их статусом суперорганизма) и тайно противостоит бывшей однокласснице Шейле (Паула Будро) по поводу статьи, дублирующей исследования, которые он проводил десятилетиями ранее в аспирантуре.   
Короче говоря, Пол - жалкий человечек, чьи действия в начале фильма говорит красноречивее всяких слов как о его амбициях, так и о его неспособности их реализовать. У него две дочери - Софи (Лили Берд) и Ханна (Джессика Клемент), с которыми он, мягко говоря, не крут. Хорошо хоть, что жена Джанет (Джулианна Николсон) его поддерживает. Затем начинает происходить то, о чем Пол мечтал, разрушая его относительно стабильную семейную жизнь.  
«Герой наших снов» начинается с легкого кошмара, который кажется вполне банальным, пока не начинают происходить невозможные вещи. Режиссер снимает сны, ничем не отличающиеся от моментов бодрствования, создавая своего рода интеллектуальную игру для зрителей, которые должны в любой момент определить, является ли очередная сцена реальной или же воображаемой. А может быть, все здесь - это лишь сон.

Поначалу, в отличие от «Уникума», советского фильма 1983 года, Пол появляется в чужих снах не по своей воле и почему так происходит, в картине Боргли не объясняется. Соответственно, он не может выполнять «заказы» тех кому снится и разыгрывать различные, порой идиотские, сюжеты, как герой Василия Бочкарева.   
Но затем Пола приглашают на беседу в нью-йоркский офис нетрадиционной маркетинговой фирмы под названием «Мысли?». И менеджер Трент (Майкл Сера), напоминающий лохматого хипстера, предлагает ни много ни мало -  стать первым в мире человеком влияющим на людей через их сны. Вот с этого момента фильм Боргли становится все больше похожим на советскую картину.    Вместо сладких грез, сны становятся все более мрачными, а люди имеющие влияние на Пола, хотят получить эксклюзив. Так, Молли (Дилан Гелула), сотруднице фирмы «Мысли?» начинают сниться «интенсивные сексуальные сны», и она доходит до того, что пригласить Пола домой и воспроизвести их наяву. Получается одна из самых эмоционально уязвимых сцен, которые когда-либо исполнял Николас Кейдж.     
Честно говоря, подбор большинства актеров в фильме Виталия Мельникова выглядел логичнее и ярче по сравнению с картиной Боргли. Особенно это касается образов жены главного героя и его молодой любовницы. Но все же говорить, что «Герой наших снов» является полной копией «Умника», не приходится. Вместо истории о возвращения блудного мужа, ближе к финалу Кристоффер Боргли показывает в своем фильме технологию, которая позволяет проникать во сны и влиять на человеческие мысли. Конечно же, и сейчас социальные сети влияют на нас. Но, кажется, совсем скоро наступит момент, когда это будет происходить без нашей воли… 

Николай Лежнев 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *