Рецензия на фильм “Француз” (2658)

Портрет эпохи от автора «Белорусского вокзала»…

То, что 78-летний и всенародно известный режиссер Андрей Смирнов ("Белорусский вокзал" до сих пор остается, наверное, самым известным фильмом, связанным с темой Великой Отечественной войны), выпустил лишь шестой полный метр, объясняется просто: после ленты "Верой и правдой" о переломном этапе в советской архитектуре в 50-60 годы, Смирнов тридцать лет не снимал своего кино. Ушел в сценаристы, много играл как актер - более тридцати ролей, ставил спектакли, в том числе в "Комеди фрасез". И лишь сравнительно недавно вернулся в качестве кинорежиссера - эпическое полотно о Гражданской войне "Жила-была одна баба" (2011). “Француз” - это фильм, навсегда закрывающий тему ретро в русском кино: во всяком случае, после этой ленты снимать про оттепель, отношения со спецслужбами и бархатное подполье будет очень трудно. В главных ролях - Антон Риваль, Евгения Образцова, Александр Балуев, Евгений Ткачук, Михаил Ефремов, Роман Мадянов, Нина Дробышева, Наталья Тенякова, Лилия Багирова, Люси Арон. Хронометраж – 02:08. Премьера (РФ) – 31.10.2019. Цифровой релиз – 21.01.2020. Оценка www.kino-nik.ru 7/10

О ЧЕМ КИНО: в 1957 году французский студент Пьер Дюран (Антон Риваль) приезжает в Москву на стажировку в МГУ. Здесь он знакомится с балериной Большого театра Кирой Галкиной (Евгения Образцова) и фотографом Валерой Успенским (Евгений Ткачук). Благодаря этим знакомствам, Пьер погружается в культурную жизнь Москвы, не только официальную, но и подпольную. За год в Москве Пьер проживает целую жизнь, совершенно не похожую на всё, что он знал. Но стажировка и знакомство с разными сторонами быта советских людей — не единственная цель Пьера. Он ищет своего отца, белого офицера Татищева (Александр Балуев), который был арестован в конце 30-х…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: «Француз» классика Андрея Смирнова – это фильм, навсегда закрывающий тему ретро в русском кино: во всяком случае, после этой ленты снимать про оттепель, отношения со спецслужбами и бархатное подполье будет очень трудно. В Европе осталось мало ровесников Смирнова — тем более, работающих. Ну, Марко Беллоккьо, Ян Труэль, Годар. Его поколение оказалось на обочине не только в силу возраста — и в мире, и в кино очень многое изменилось. Процесс съемок, монтажа, стилистика — всё было против них, потому многие сошли с дистанции до срока. Сошел и Смирнов — еще в конце семидесятых, когда решил уйти из кино, чтобы не ввязываться в борьбу за импортную пленку, не слушать бесконечные нотации худсоветов, не кромсать собственные фильмы. А потом громко вернулся — спустя тридцать лет, уже в новом тысячелетии, с эпосом «Жила-была одна баба».
«Француз» впечатляет не только тем, что на восьмом десятке лет, художник способен делать большое, полифоничное кино. Смирнов тут во многом укладывает на лопатки молодое поколение, берется за одну из любимых тем: ретро. Все кино про советскую интеллигенцию, про свободных людей в несвободной стране пасует перед «Французом» – в диапазоне от «Оттепели» и «Стиляг» до «Довлатова» и, пусть это другая песня, «Лета».
Схема простенькая: в оттепельную Москву приезжает французский студент Пьер, сын русской эмигрантки. Знакомится с фотографом, балериной, и те вводят его в богемные круги. Одновременно ищет следы своего биологического отца, сгинувшего в лагерях.
Впечатляет не история, которую Смирнов рассказывает. Буквально сшибает с ног умение работать с огромным материалом и подробность, проработка деталей. Как будто все уже привыкли, что человек может поднять не больше килограмма — а тут появляется такой титан, который сходу жонглирует бетонными блоками весом в тонну. Куча линий и ответвлений сюжета — про подпольных художников, отсидевших старух, люмпенов, гэбэшников, запуганных обывателей — весь этот массив не рассыпается, а слит в единое монолитное целое. Смирнов владеет этой романной полифоничностью сюжета как никто — он, может, последний настоящий романист в мировом кино.
Точно также слиты воедино, вплетены в сюжет нюансы и детали, и каждая проработана до миллиметра. Кажется, ни одно составляющее реальности пятидесятых во «Французе» не упущено. Джаз в окраинных бараках, лианозовская школа, обеды в ресторане ВТО, общага МГУ, живущие в коммуналках и за сто первым километром только вышедшие из лагерей зэки. Ни один эпизод не длится меньше десятка минут. Ни один диалог не состоит меньше, чем из десятка фраз. Развернутых, сложноподчиненных и при этом написанных живым, разным языком. Зэки, гэбэшники, французские студенты, бывшие смолянки — каждый говорит по-своему, характерно.
Не говоря уже про бытовые, предметные нюансы: поезда ровно оттуда, а не электрички из шестидесятых, самолеты ровно такие, а не «боинги», сигареты без фильтра, обои, мебель, все родом из пятидесятых, осязаемо и достоверно. Даже если есть какие-то оговорки — они незначительны.
Острее всего эта детальность отзывается на игре актеров – каждый из них без спешки строит большой, сложный, характерный образ. Михаил Ефремов, наконец, не комикует и не валяет от души дурака: играет страшную роль отсидевшего фронтовика, мизантропа и романтика в одном флаконе. Александр Балуев — с его-то могучей фильмографией, в которой были совместные работы с Кайдановским и прочими титанами — здесь играет вовсе лучшую свою роль, убитого лагерем старика, живущего под Ярославлем. Не говоря уже про молодых и безвестных, которых Смирнов — тоже в лучших традициях старой школы — выпускает на первый план, француза Антона Риваля и Евгению Образцову, которым лучших первых больших ролей и пожелать было нельзя.
Лет десять назад «Француз» казался бы старомодным. Занудным, медленным. А его художественное решение — простым капризом, черно-белая гамма — манерностью. Теперь медленность снова в моде. Детальность проработки — в цене. Даже монохромное решение актуально. Пройдет немного времени — не надо будет гуглить, что значит финальное посвящение «Памяти Александра Гинзбурга и его друзей», все и так будут знать имена диссидентов. Ну, кто надо, ровесники Смирнова и сейчас знают.
Шестидесятничество тоже перестало быть «папиным романтизмом». Финальный кадр «Француза» — стоящая посреди московского двора балерина, показывающая отъезжающей камере два пальца вверх, знак победы — штука абсолютно оттуда, из золотого века европейского кино. Сродни бегущей по улице Анной Маньяни или Дэвида Хэммингса из «Фотоувеличения», верхом на фотомодели…(Иван Чувиляев)
РЕЗЮМЕ: Андрей Смирнов — живое подтверждение расхожей поговорки, что в России надо жить долго. И уточнение: не только в России, в искусстве тоже. Долгая жизнь, длинные перерывы, строптивость, неспешная работа над каждым фильмом позволила Смирнову не только реализоваться (чего не удалось толком никому из его коллег-современников: ни Климову, ни Шепитько, ни Панфилову), но и дождаться настоящего, большого признания. Время – его союзник. Оно сделало его последним и великим. Оно позволило ему, не оглядываясь на моду и тенденции, раз за разом оставаться актуальным и сегодняшним…
подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *