Рецензия на фильм «Двуличный любовник» (L’amant double) (1721)

Фильм Франсуа Озона поставлен по мотивам романа Джойс Кэрол Оутс "Жизнь близнецов". Режиссер существенно дополнил сюжет и изменил финал, попутно насытив свою картину многочисленными эротическими сценами, включая шокирующее начало. В главных ролях - Марина Вакт, Жереми Ренье, Жаклин Биссет, Мириам Буайе, Доминик Реймон, Фанни Сэйдж, Жан-Эдуард Бодзяк, Антуан Де ла Мориньер, Жан-Поль Мюэль, Кейсли Готье. Хронометраж - 01.50. Мировая премьера - 26.05.2017. Премьера в Украине - 02.11.2017 (ArtHouse Traffic). Оценка www.kino-nik.ru 6/10

О ЧЕМ КИНО: молодая француженка Хлоя (Марина Вакт) обращается к психотерапевту Полю (Жереми Ренье) в надежде, что он поможет ей справиться с депрессией и психосоматическим болями в животе. Обходительный и привлекательный врач в самом деле помогает Хлое, но со временем отказывается продолжать лечение и признается, что влюбился. Женщина отвечает Полю взаимностью, и они начинают жить вместе. Однажды Хлоя замечает Поля с другой женщиной. Когда врач все отрицает, девушка проводит расследование и узнает, что видела Луи – брата-близнеца Поля, который тоже занимается психотерапией. Заинтригованная Хлоя записывается к Луи на прием, и тот оказывается наглым и агрессивным, полной противоположностью Поля. Хлою это притягивает, и она заводит роман с Луи, хотя продолжает жить с Полем...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: французский мэтр Франсуа Озон может работать в разных жанрах, но специализируется на психологических триллерах. Его прошлогодняя антивоенная драма "Франц" была снята в совсем ином духе, однако в этом году Озон вернулся к своему любимому жанру и создал кино на стыке Хичкока, Полански, Верховена и Кроненберга. От первого в "Любовнике" причудливый сюжет и выверенный визуальный ряд, от второго – сомнения зрителей и главной героини в ее психической уравновешенности (Хлою посещают видения, и она не всегда легко отличает их от реальности), от третьего – откровенные эротические сцены, а от четвертого – "биохоррор", который поначалу себя не проявляет, но становится значимой частью повествования, когда кино приближается к развязке.
Казалось бы, салат из таких ингредиентов должен быть очень вкусным блюдом. Но, нарезав оливье, Озон забыл полить его майонезом – то есть вызвать у зрителей сочувствие к главной героине, которое бы заставило с волнением и увлечением следить за перипетиями сюжета. Как и в своей предыдущей озоновской картине "Молода и прекрасна", Марина Вакт играет очень холодно. Поэтому история Хлои воспринимается отстраненно, как психологическая головоломка ("Почему Поль отрицает существование Луи? Почему Хлою привлекают близнецы? Грозит ли Хлое опасность?"), а не как кино, которое захватывает и не отпускает. Откровенно говоря, за кота Хлои, который в определенный момент загадочно исчезает, переживаешь сильнее, чем за саму главную героиню. Неспособность центрального персонажа заставить за себя "болеть" – проблема в любом кино. Но это особенно серьезный недостаток для картины вроде "Двуличного любовника", которая не удивляет публику спецэффектами и напряженными сценами, а полагается на медленное, размеренное раскручивание сюжета и погружение в кошмар. Режиссер надеется, что публика проделает "адское" путешествие вместе с главной героиней, а не будет, зевая от скуки, поглядывать на часы в ожидании, когда лента перестанет наводить тень на плетень и объяснит, что на самом деле происходит с Хлоей и близнецами. Ждать, кстати, приходится довольно долго, поскольку "Двуличный любовник" продолжается почти два часа и приберегает главные ответы для эпилога. При этом финальное объяснение оказывается хоть и возможным, но не особенно достоверным. Это трэш-психология, которая больше подходит для простодушного голливудского слэшера, чем для французской триллерной драмы с интеллигентно-артхаусным настроем. Чего действительно ленте не занимать, так это обилия эротических сцен. Их очень много: нужны они, не нужны — они просто есть. Понравились музыка от Филиппа Ромби и больше всего, наверное, внешнее оформление от Мануэля Дакоссе: картинка притягательная, сочная и по-настоящему красивая. Об актерах сказать особо нечего.  Жереми Ренье, как и Марина Вакт, не удивляет, но все-таки роль полярных по характеру братьев отыграна им неплохо. Как поговаривают, открытый гей Франсуа Озон уже не в первый раз пытается через персонажей заняться любовью с симпатичным актером.
РЕЗЮМЕ: при всех фундаментальных недостатках "Двуличного любовника", кино у Озона получилось интригующим, отчасти провокационным, эротичным и стильным, а в некоторых сценах еще и смешным. Ничего выдающегося, но если вы обожаете фильмы Озона, то эта картина может вам приглянуться...Маленькая оговорка для людей консервативного склада - им стоит опоздать на первую минуту, так как там во всех подробностях показана вагиноскопия, а в самом ее конце люди со слабой психикой могут испугаться кадров а-ля "чужой"…
 подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *