Рецензия на фильм “Двойная жизнь” (Doubles vies) (2427)

Писатель, издатель, его жена и ее любовник...

Французский вариант названия - “Двойные жизни” - прекрасно характеризует сюжет: тут правда все спят со всеми, и это как бы влияет на весь истеблишмент. Американское же - “Нон-фикшн»” - дает идеальный авторский комментарий методу: Оливье Ассайас делает кино таким, как оно нравится среднестатистическому зрителю - стерильным и схематичным, как, например, сериал “Карточный домик”. В главных ролях - Гийом Кане, Жюльет Бинош, Венсан Макен, Криста Тере, Нора Хамзави, Паскаль Греггори, Лоран Пуатрено, Сигрид Буази, Лайонел Дрей, Николас Бушо. Хронометраж – 01:48. Рейтинг R. Мировая премьера – 31.08.2018. Премьера (РФ) – 04.07.2019. Премьера в Украине – 09.05.2019.                          Оценка www.kino-nik.ru 6/10

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: статусный книжный издатель Ален (Гийом Кане) немодно традиционен. Он слабо понимает, чем электронные книги удобнее бумажных носителей, и, будь его воля, делал бы издания наряднее и дороже. Зато он помнит фильмы Ингмара Бергмана: в картине, скорбно портретирующей современность, это сразу положительно выделяет его среди остальных героев. Они фильмов Бергмана не смотрели, но верят в демократизацию всего и вся. Селена (Жюльет Бинош), жена Алена, звезда рейтингового полицейского сериала, настаивает, что ее героиня - эксперт по антикризисному управлению, а не просто коп, но, выбыв из проекта, кричит, что не может больше ассоциировать себя с полисвумен. Лаура (Криста Тере), любовница Алена, - специалист по переходу на цифровые носители, пишет в блог только теми словами, по которым проще найти материал в Сети, и, уповая на мнение масс, отстаивает мнимую объективность. Она не выпускает из рук стакана, как издавна femme fatale в классическом нуаре, и суммирует в себе женские эталоны нынешнего и минувшего веков: спит с боссом, но проповедует бисексуальность и феминистическую позицию. Леонард (Венсан Макен), его автор, пишет книжки буквально по мотивам личной жизни, корректируя имена и стыдноватые мелочи (если заменить «Звездные войны» на фильм Ханеке, минет на киносеансе будто бы должен стать престижнее). Ален не хочет публиковать его роман, вероятно, опознав в одной из героинь жену (или же решив, что Леонард исписался: фильм Ассайаса полон интригующих недосказанностей). Читатели же, заручившись блогами угнетенных бывших любовниц, заявляют, что каждая жизнь имеет свою, вполне исчисляемую цену — и заслуживает введения авторских прав на ее использование. Впрочем, все они с серебряной ложкой во рту: никаких личных помощников с персональными покупателями для контраста, а только снобирующие читатели-консюмеристы в паре особо пессимистических сцен. Герои пересекаются на барбекю, скучных квартирных пати и за программными ужинами. Там сухие монологи о будущем медиа перемежаются сплетнями, а жены отлично понимают, что смеются над твитами с любовницами в унисон.
Французский вариант названия — «Двойные жизни» — прекрасно характеризует сюжет: тут правда все спят со всеми, и это как бы влияет на весь истеблишмент. Американское же — «Нон-фикшн» — дает идеальный авторский комментарий методу: Ассайас делает кино таким, как оно нравится зрителю статистически, — стерильным и схематичным, как, например, «Карточный домик» (2013–2018). Являясь персонализацией «современности», Лаура (Криста Тере) провозглашает интернет-алгоритмы дирижером потребительских предпочтений, и фильм Ассайаса, будучи, по заветам Годара, «сделанным политически», тоже становится пугающе алгоритмичным, как рекомендации на Amazon и YouTube. Грубые склейки, восьмерки, эллипсисы вместо сцен близости, отсутствие какого-то четкого ритма, затемнения по окончании сцены и несуразный хеппи-энд на десерт — это, можно сказать, язык медиа. Герои, меж тем, говорят языком политологической части Фейсбука и пафосных твитов: «Мы должны выбирать перемены, а не страдать из-за них», «Постправда — это люди, которые живут в выдуманном мире собственных предубеждений» «Твиты — хайку сегодняшнего дня». В эпоху постов и шеров граница между публичным и личным давно стерлась, поэтому, например, скандалы, рожденные из экзальтаций отдельных лиц и развернувшегося вокруг них консенсуса, так сильно влияют на профессиональную репутацию.
Эта не самая новая истина тут стала центральным месседжем. «Двойная жизнь» — это в первую очередь даже не фильм (все его художественные достоинства, мягко говоря, неоднозначны), а памфлет, почти публицистика (Гордей Петрик)
РЕЗЮМЕ: новый (если так можно сказать о фильме, законченном в 2017-м) фильм Оливье Ассайаса хочет казаться искусственным и поверхностным. За это его можно бесконечно ругать, но такая критика, в общем, беспочвенна. Кто-то написал, что в эпоху технической воспроизводимости мы потеряли ауру произведения искусства, и Ассайас самоотверженно лишил фильм этой ауры, отказавшись от виртуозного и формально консервативного киноязыка. «Все должно измениться, чтобы вещи остались такими, какие они есть». Сколько ни выкорчевывай из обыденности феномены прошлых веков, они никогда не исчезнут (и из культуры тоже). Радикальнее «Двойной жизни» может быть только аналогичный проект на Netflix. Но хочется верить, что будущее Ассайаса, как и всего кино, все-таки не за диджиталом…
подготовил Николай Лежнёв

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *