Рецензия на фильм «Движение вверх» (1797)

Олимпиада в Мюнхене, 1972 год. Триумф советской сборной на финальном матче по баскетболу. Победа, заставившая поверить в невозможное. И не важно, что Dream Team, настоящие сборные профессионалов, американцы стали посылать на олимпиады начиная с 2008 года. В Голливуде ведь тоже сняли спортивную драму "Чудо на льду" и гордятся своими студентами, обыгравшими непобедимую хоккейную "красную машину" из СССР. В главных ролях - Владимир Машков, Андрей Смоляков, Иван Колесников, Кирилл Зайцев, Джон Сэвэдж, Марат Башаров, Александра Ревенко, Виктория Толстоганова, Сергей Гармаш, Джеймс Тратас. Хронометраж - 02:13. Премьера (РФ) - 28.12.2017. Оценка www.kino-nik.ru 6/10

О ЧЕМ КИНО: в 1970 году советские спортивные чиновники увольняют прежнего тренера мужской сборной по баскетболу и берут на его место тренера «Спартака» Владимира Гаранжина (Владимир Машков), известного тактическим мастерством и трудным характером. Сколотив новую команду и проверив ее в деле, Гаранжин на международной пресс-конференции неожиданно объявляет, что планирует обыграть американцев на Олимпиаде 1972 года. Журналисты смеются ему в лицо, так как американцы не проиграли ни одного баскетбольного матча за всю историю игр. Советские игроки и чиновники тоже не верят, что их сборной по силам сломить команду страны, где баскетбольные кольца висят в каждой подворотне. Но у Гаранжина есть стратегия, и он ее придерживается, хотя со всех сторон на него и на его парней валятся напасти – медицинские, политические, криминальные.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: в России выходит так мало удачных лент, что трудно вспомнить блокбастеры, которые бы шли по стопам предшествующих успешных картин, хотя в Голливуде это обычное дело. Поэтому приятно было увидеть в кинотеатрах «Движение вверх», которое снято благодаря успеху хита 2013 года «Легенда № 17», воспевшего хоккеиста Валерия Харламова и победу его сборной над канадцами. Как и «Легенда», «Движение вверх» создана на студии Никиты Михалкова «ТриТэ», и она тоже с драматичным напором напоминает о восхитительном достижении советских спортсменов.
Правда, на сей раз в центре повествования не великий чемпион, а великий тренер и его команда. Картина начинается с бурного обсуждения кандидатуры Гаранжина (экранный псевдоним – в реальности тренера звали Владимир Кондрашин) на коллегии Госкомспорта, и дальше она показывает, как мэтр ведет своих парней к олимпийскому триумфу, преодолевая одно препятствие за другим.
Вопреки имиджу «Красной машины», баскетболисты оказываются строптивыми и проблемными подчиненными. Они не ладят друг с другом, попадают на карандаш к КГБ, безответственно ведут себя за границей, ложатся в больницы, ставят личные дела выше государственных… Один из героев даже пытается сбежать на Запад. У Гаранжина же проблемы дома – ему нужно найти деньги и получить разрешение на операцию для сына-колясочника, которого могут поставить на ноги только на Западе.
Все это подается отчасти трагически, отчасти комически, в типичном для блокбастеров разноплановом стиле. В фильме находится место и для мелодраматичных переживаний, и для грузинского юмора, и для антисоветских и просоветских разговоров в раздевалке, и даже для задорного уличного матча с чернокожими «гопниками». Колоритные актеры, представляющие разные народы, не дают запутаться в многочисленных персонажах, и к тому времени, когда начинается финальная схватка с американцами, мы знаем главных героев как облупленных и болеем за них как за родных. Мы видим, какой большой духовный, жизненный и спортивный путь они прошли за два года, и мы чувствуем, что они заслужили победу.
Как честно признают авторы фильма, за что им большое спасибо, они сгустили краски и придумали некоторые затруднения, которых на самом деле не было. Но откровенного вымысла в «Движении вверх» немного, и реальный путь спортсменов к финальному матчу в самом деле был нелегким. Так что поставить в упрек сценаристам нечего. Они действовали так, как положено действовать авторам байопиков, – рассказали подлинную историю и добавили драматизма, чтобы публике проще было прочувствовать переживания персонажей.
Главное, однако, в фильме начинается, когда на табло загорается «0:0». Матч с американцами за золотую медаль в 1972 году длился 40 минут чистого времени, и это позволило показать его почти целиком, без обычной для спортивных лент демонстрации лишь ключевых моментов. Поэтому в кадр попали не только эффектные попадания в корзину, но и, например, постоянные тактические перестановки, превратившие матч в шахматную партию между великими тренерами. Хотя Гаранжин и его визави Генри Айба на площадку не выходят, они бьются вместе со своими парнями, подбирая ответы на стратегию противника. Придумано и снято это так, что мы не просто наслаждаемся мастерским баскетболом, а и понимаем замыслы и контрзамыслы мэтров. Трудно вспомнить другое спортивное кино, где продолжительный матч был бы показан столь полно и столь внятно.
Осмысленность баскетбола в «Движении вверх» соседствует с его красотой и мощью. Планировавшие финальный матч спортивные консультанты намеренно использовали в нем все современные баскетбольные трюки, включая те, которые в 1972 году не применялись или запрещались. Они стремились не воссоздать в точности реальный матч, а помочь зрителям фильма ощутить то, что чувствовали зрители у телеэкранов 45 лет назад. Тогда публика видела блистательный и зрелищный баскетбол, и то же самое показано в «Движении вверх» – на нынешнем техническом уровне. Смотрится это превосходно, и свою художественную задачу такой баскетбол выполняет. Ну, а пуристам можно лишь порекомендовать подлинную запись олимпийского матча, которую нетрудно найти на просторах Сети.
Если ли в «Движении вверх» к чему придраться? Да. Прежде всего, у Александры Ревенко, которая сыграла девушку героя Олимпиады Александра Белова, такой суровый взгляд, что как романтическая героиня она совершенно не смотрится. Возможно, выдающаяся баскетболистка, которую актриса изображает, должна выглядеть именно так, но в фильме у нее любовная, а не спортивная функция. В результате эта часть картины проваливается. К счастью, личная жизнь Александра лишь малая толика сюжета, и фильм в целом почти не страдает.
Также было бы неплохо хотя бы кратко представить и показать американскую сборную до ее выхода на площадку, чтобы зрители могли осознанно предвкушать и представлять финальный матч. Разве, например, в «Рокки» мы впервые видим Аполло Крида лишь тогда, когда он выходит против заглавного героя? Правда, из-за продолжительности кульминационной схватки мы успеваем в полной мере разобраться, с кем играют наши. Но без предвкушения финальное блюдо слегка теряет во вкусе. Можно было бы, например, показать кусочек из полуфинального матча американцев или из их предшествующих выступлений на Олимпиаде.
Можно предъявить к фильму и другие, более мелкие претензии. Но не будем копаться в деталях. Главное – кино получилось. Оно захватывает, развлекает и учит, а еще проходит по тонкой грани между безответственным воспеванием СССР и очернительским принижением нашей прежней общей страны. Мы видим недостатки Союза, но видим и его достижения, и нам напоминают, что даже за высокими столами и в компетентных органах сидели живые люди, а не тоталитарные роботы. Благодаря этому в СССР можно было не только выживать, но и жить, любить, надеяться, многого добиваться – и побеждать непобедимых противников. (Борис Иванов)
подготовил Николай Лежнев

 

КАК ЭТО БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ: матч между сборными СССР и США в финале баскетбольного турнира XX летних Олимпийских игр состоялся в ночь с 9 на 10 сентября 1972 года на арене «Руди-Зедльмайер-Халле». Американские баскетболисты не смогли удержать преимущества 50:49 в последние три секунды игры. В сложной концовке советские спортсмены три раза вводили мяч в игру из-за остановок и проблем с отсчётом времени и, в конце концов, вырвали победу 51:50. Исход матча стал предметом долгих разбирательств и дискуссий. Американские игроки и официальные лица команды отказались выйти на церемонию награждения и по сей день не признают результат игры корректным. Для СССР эта победа принесла первое олимпийское золото в мужском баскетболе.
С 1936 года, то есть с того момента как баскетбол появился в программе летних игр, американские спортсмены не проигрывали ни разу. Следует также отметить, что в Олимпийских играх могли принимать участие только спортсмены-любители. СССР использовал эти правила в своих интересах, занося ведущих спортсменов в списки военнослужащих и членов других организаций, что позволяло им обходить любительские правила. Западные специалисты относили этих спортсменов к профессионалам. Ведущие американские баскетболисты, выступающие в НБА, не могли принимать участие в Играх. Однако это не помешало американцам выиграть 7 Олимпийских баскетбольных турниров подряд с впечатляющей статистикой 55-0. На ОИ 1972 американцы выиграли еще 8 матчей и подошли к финалу с 63 победами. Многие зрители из США полагали, что XX Олимпийские игры были откровенно антиамериканскими. История со спринтерами из США, странным образом опоздавшими на старт полуфинала в беге на 100 метров и другие события игр в этом только убеждают.
Команда США, приехавшая на Олимпийские игры, была самой молодой в истории. Тренером сборной США на третьих играх подряд был выбран Генри Айба. В 1972 году ему исполнилось 68 лет. Айба считался консерватором, расчётливым и осторожным сторонником игры от обороны, что в целом было исторически нехарактерно для манеры игры сборной США. Костяк сборной СССР был уже наигран примерно в течение 7 лет.
Золотая медаль баскетбольного турнира была последней разыгрываемой медалью всего олимпийского турнира. Игры складывались для сборной СССР вполне удачно и к этому моменту у неё уже было на счету 49 золотых медалей. В неофициальном командном зачёте сборная США была позади, но был важен политический контекст. 1972 год был годом 50-летия СССР.
Сборные СССР и США легко добрались до финала. Матч начался с осторожной разведки, игроки заметно нервничали и долго входили в ритм игры. Всю игру сборная СССР вела в счёте примерно 4-8 очков, не давая противнику приблизиться вплотную. За восемь секунд до конца матча сборная СССР вела в счёте 49:48. Мяч у центральной линии перехватил Коллинз. Американский игрок рванулся к щиту противника и уже сделал два шага перед броском. Саканделидзе не оставалось ничего другого, как фолить. Американский баскетболист уверенно забил оба мяча с линии штрафных. Сборная США впервые в матче вышла вперёд 50:49. После фола Саканделидзе и первого броска Коллинза (и до исполнения второго) Владимир Кондрашин попросил тайм-аут. Однако, сирена прозвучала слишком поздно, когда Коллинз уже держал мяч и готовился ко второму броску, что хорошо слышно в записи трансляции, но ни игроки, ни судьи в поле не обратили на неё внимания. После того как Коллинз успешно выполнил второй бросок, судья отдал мяч Алжану Жармухамедову для продолжения игры. В этот момент помощник тренера сборной СССР Башкин бросился к судейскому столику, пытаясь разобраться, почему судьи не остановили игру и не дали тайм-аут. В результате последующих событий игроки сборной СССР трижды вводили мяч в игру.
Первый. На официальном секундомере осталось 3 секунды. Жармухамедов получил мяч от судьи и ввёл его в игру пасом на Сергея Белова. Нападающий сборной СССР начал ведение, но тут Ренато Ригетто остановил игру из-за того, что советский тренер Башкин прибежал к судейскому столику и поднял большой шум. Башкин и Кондрашин словами и знаками требовали, чтобы им предоставили тайм-аут. На официальном секундомере оставалась 1 секунда.
Участник советской делегации Юрий Озеров, сидевший на трибуне, отправился за помощью к сидевшему у игровой площадки генеральному секретарю FIBA Уильяму Джонсу (Великобритания). Они хорошо знали друг друга (Озеров был продолжительное время тренером сборной СССР). Джонс откликнулся и обратился к судьям с просьбой дать тайм-аут сборной СССР. Кондрашин принял решение убрать с поля Жармухамедова и ввести Ивана Едешко и объяснил, что необходимо делать игрокам.
Второй. Перерыв закончился. Судьи передали мяч Едешко, он ввёл его пасом на Паулаускаса, который стоял несколько ближе к центру площадки, слева от трехсекундной зоны. Макмиллен активно мешал Едешко ввести мяч. Паулаускас попытался отдать пас на Александра Белова, стоявшего под кольцом американской сборной, но не попал, и мяч, ударившись об щит, отскочил в поле. Однако ещё до того, как Паулаускас бросил мяч, раздалась сирена. Как признают даже американские источники, сирена раздалась явно раньше трёх секунд, которые должны были оставаться на секундомере.
Зрители и игроки в большинстве своём приняли её за сирену, сигнализирующую об окончании матча. Зрители высыпали на площадку и начали совместное празднование. Комментатор советского телевидения Нина Ерёмина сообщила, что матч проигран. Между тем неожиданно оказалось, что на официальном секундомере значится 50 секунд. Секундометрист Йозеф Блаттер не сразу разобрался с кнопками, регулирующими время игры, а судьи в поле не обратили внимание на то, что время ещё не установлено, и дали команду начать атаку. Документальный фильм канала ESPN показывает то, как последовательно время на электронном секундомере откручивалось назад на отметку 3 секунды. Таким образом, сирена обозначала остановку игры в связи с необходимостью установить правильное время на секундомере, то есть три секунды до конца.
В игру снова вмешался Уильям Джонс, также подошедший к судейскому столику. Он встал на сторону советской команды, показывая, что она должна получить свои три секунды и доиграть их как положено. Как утверждает корреспондент журнала Sports Illustrated Гэри Смит, Джонс заставил рефери матча Ригетто открутить время секундомера игры назад, несмотря на его протесты.
Третий. Мяч от судьи снова получил Едешко. В этот раз центровой сборной США Макмиллен повёл себя иначе — повинуясь жесту судьи, он не стал мешать ему (в рамках правил) ввести мяч в игру. По утверждению Ивана Едешко, американский игрок не понял плохого английского судьи и решил, что тот указывает ему не мешать ввести мяч в игру. Макмиллен вспоминал, что он всё прекрасно понял и судья, против всех правил, просто заставил его уйти и не мешать советскому игроку. Иван Едешко ввёл мяч в игру пасом через всю площадку Александру Белову, которого держали 10 и 14 номер сборной США. Александр ушёл от защитников финтом, обозначив рывок вперёд и назад, развернулся и аккуратно положил мяч в корзину.
Сразу по окончании матча американская сторона подала протест, пытаясь обжаловать результаты матча. Коллегия FIBA, заседавшая той же ночью, рассмотрела все обстоятельства матча. Голосование коллегии закончилось тремя голосами против двух в пользу решения о том, чтобы оставить счёт матча 51:50 в пользу сборной СССР в силе. Американские игроки и тренеры усмотрели в этом решении последствия политического лобби социалистического блока в аппарате FIBA. «За» проголосовали представители соцстран (Куба, Венгрия, Румыния). «Против» представители капиталистических стран (Пуэрто-Рико, Италия). По другой версии, итоги голосования остались тайной. Венгерский арбитр Ференц Хепп, возглавлявший апелляционное жюри, вспоминал: «Самым справедливым решением, возможно, была бы переигровка финального матча. Но на это вряд ли согласилась бы советская делегация, да и времени для повторного поединка уже не оставалось: Олимпиада, которую из-за захвата и убийства израильских спортсменов и так продлили на день, завершалась. В конце концов пришли к выводу, что вопрос надо решать путём тайного голосования. После его завершения, я просмотрел карточки и объявил, что результат матча — 51:50 в пользу сборной СССР — утверждается. Советы выиграли честно, и я отдал за них свой голос. А как голосовали другие члены жюри, пусть это останется тайной».
Несмотря на многочисленные протесты, результат матча окончательно занесён в официальные протоколы Олимпийских игр. Победитель баскетбольного финала XX Олимпийских игр — сборная СССР...

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *