Рецензия на фильм “Другая сторона ветра” (The Other Side of the Wind) (2155)

Фильм, который создавали почти 50 лет…

Великий режиссер Орсон Уэллс (1915-1985) не закончил фильм при жизни из-за отсутствия финансирования. В мае 2015 года режиссёры Уэс Андерсон и Ноа Баумбах объявили о начале компании по сбору $2 миллионов, необходимых для окончательного монтажа и выпуска фильма. В главных ролях - Джон Хьюстон, Роберт Рэндом, Питер Богданович, Сьюзен Страсберг, Ойа Кодар, Джозеф МакБрайд, Лилли Пальмер, Эдмонд О’Брайен, Мерседес МакКэмбридж, Кэмерон Митчелл. Хронометраж – 02:00. Мировая премьера – 31.08.2018 (Венецианский кинофестиваль). Оценка www.kino-nik.ru 6/10


О ЧЕМ КИНО: некогда знаменитый, но выпавший из обоймы голливудский режиссер Джейк Ханнафорд (Джон Хьюстон) умирает в ДТП в свой 70-й день рождения. Последние годы жизни он пытался реанимировать свою карьеру съемками сомнительного проекта без диалогов и с кучей сцен секса об абстрактных мужчине и женщине (собственно, он и называется «Другая сторона ветра», и это явный плевок в сторону «Забриски поинт» Антониони), но недостаток финансирования и уход главного актера прерывают съемочный процесс. Как раз на вечернике в честь дня рождения должны показать снятые эпизоды, чтобы выклянчить у потенциальных меценатов средства, но Джейк во всем сомневается и даже просит совета у Брукса Оттерлейка (Питер Богданович), своего бывшего ученика, а ныне коммерчески успешного голливудского режиссера...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: Орсон Уэллса, которого теперь можно смело и официально признать величайшим кинорежиссером всех времен, умер 33 года назад, но продолжает творить, делая это получше многих живых. У картины чрезвычайно интересная и нетривиальная история создания: вечный голливудский аутсайдер Уэллс («Они хотят, чтобы Чарльтон Хестон играл мексиканца») возвращается на голливудские холмы, желая рассчитаться с критикой, молодыми авторами, молодым кино и в конце концов с самим собой. Съемки продолжаются в течение семи лет — с 1970 по 76-ой, после чего возникают проблемы с финансированием, юридические проблемы, члены съемочной группы умирают, умирает Уэллс. «Другая сторона ветра» всегда была загадочной работой, потенциальным шедевром и просто великим фильмом, до которого никогда не доберутся глаза обычного любителя кино. О долгом создании фильма и бесконечном процессе передачи прав и юридических разбирательств (в какое-то время часть съемочных материалов принадлежала, например, аятолле Хомейни и всему народу Исламской республики Иран) написаны десятки статей и даже снят документальный фильм «Они полюбят меня, когда я умру», вышедший на Netflix в один день с «Другой стороной». Попытки реанимации незаконченного фильма предпринимаются в 90-е годы, когда впервые демонстрируется двухчасовой черновой монтаж картины. Наконец в 2018-ом году Нетфликс выпускает полностью завершенную смонтированную по указаниям и наброскам сценария самого Уэллса ленту, загоняя в рамки 120-ти минут весь материал Орсона, превышающий по совокупности чистовик в пятьдесят раз.
Нет никакой уверенности в том, что, будучи смонтированной при участии самого режиссера картина выглядела бы именно таким образом, каким она выглядит сейчас, поэтому оценке подлежит финальный результат. Работа представляет собой мокьюментари — съемки на 8 и 16 мм, большая часть сцен на вечеринке в ч/б. В центре сюжета — кинорежиссер, собравший на вечеринке коллег по цеху, критиков, разного рода тусовщиков и киноманов, чтобы ознакомить их с фрагментами своего нового «эпика» под названием «Другая сторона ветра». Показ фильма то и дело прерывается по техническим причинам, а шестнадцатимиллиметровка кружит возле наших героев, раскрывая суть и характеры каждого в отдельности, обнажая недостатки и безжалостно фиксируя состояния. Без романтики и липы.
Многие герои «Другой стороны» имеют реальные прототипы из жизни. Кинорежиссер «внезапно» оказывается Орсоном (автобиографичность в принципе не скрывается). Роль Зары (Лили Палмер), изначально предлагавшаяся Марлен Дитрих сыграна «под нее», Макс Дэвид отсылает к главе Парамаунта во времена зарождения Нового Голливуда Роберту Эвансу, а в критикессе Джульетт Рич обнаруживаются черты Полин Каэл, с которой у Орсона были давние счеты.
Уэллс снял кино и об изнанке кинематографа, и о том, как в Голливуде творится мифология. О Новом Голливуде, помимо прочего. Теперь у вас есть выбор: посмотреть документальный фильм «Беспечный ездок и бешеный бык, или Как поколение секса, наркотиков и рок-н-ролла спасло Голливуд» или посмотреть игровой фильм с участием многих ключевых деятелей данного движения (Питер Богданович, Деннис Хоппер, Пол Мазурски) от человека, который в бизнесе не первый год и о многом вам может рассказать. Более того, заставит почувствовать и ощутить на своей шкуре, о чем оно все вообще.
«Другая сторона» не только об иной стороне кинематографа буквально, по другую сторону от зрителя, но и той его стороне, которая не подвластна холодной аналитике. Фильм Уэллса о мистической сути кино и творчества, о том, что сопровождает творца на протяжении всего пути. Режиссер-чужак не заканчивает фильма, но кино продолжается.
«Другая сторона ветра» 2018 года местами напоминает тот самый черновой рабочий материал, когда суматоха вечеринки становится ощутимей. Но это не живой мертвец, разваливающийся при движении, а дух. Ну из тех, что призывали индейцы (краснокожая девушка по прозвищу «Покахонтас» появляется в сценах «фильма в фильме»), тех, что забыты американцем: он загнал апачей в резервации и высекает на их костях забавные стишки. Джон Хьюстон смотрит устало на героя Питера Богдановича и говорит этому молодому ученику «Поцелуй меня в задницу, пухлощекий», а затем поворачивается к героине Лили Палмер и ты физически ощущаешь связь между этими двумя людьми: они понимают то, чего пока не понимает пухлощекий.
На экране вспыхивают психоделические картины молодой Покахонтас 70-х, рвущей ножницами большой раздувшийся от ветра фаллос. Начало — это конец, а конец — начало, как в «Лоренсе Аравийском». История продолжается. Патлатый не-Джеймс Дин скрывается за горизонтом…
подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *