Рецензия на фильм «Дикая история» (El bar) (1628)

Режиссёр Алекс де ла Иглесиа - настоящий хулиган испанского кино, продолжающий традиции таких мастодонтов испанской сатиры, как Бунюэль и Альмодовар. Да, это тот самый режиссёр, которому Квентин Тарантино  аплодировал стоя после просмотра фильма "Печальная баллада для трубы". Стоит лишь напомнить что он снял комедию "Ведьмы из Сугаррамурди" и документалку про Лионеля Месси и сразу становится ясно - его новый фильм нельзя пропустить. В главных ролях - Бланка Суарес, Марио Касас, Кармен Мачи, Секун де ла Роса, Хайме Ордоньес, Тереле Павес, Хоакин Климент, Алехандро Авада. Хронометраж - 01:42. Мировая премьера - 15.02.2017. Премьера (РФ) - 13.07.2017. Оценка www.kino-nik.ru 6/10

565676

О ЧЕМ КИНО: посреди рабочего дня в центре Мадрида внезапно начинается стрельба. Улица мгновенно пустеет, и посетители маленького замызганного бара осознают, что могут получить пулю в лоб, если выйдут на улицу. Что происходит? Кто стреляет? Где полиция? Почему по телевизору ничего не рассказывают о случившемся? Куда исчезли два свежих трупа у входа в бар? Клиенты и сотрудники заведения теряются в догадках. А так как это очень разные люди, которые и раньше относились друг к другу без особой симпатии, то страсти быстро накаляются...кеке54656
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: на испанском новый фильм Алекса де ла Иглесиа называется просто "Бар", но русский вариант названия дает идеальное определение жанра, в котором работает режиссер. Его фильмы своей грубой условностью похожи на комиксы, для которых он когда-то и сочинял свои истории. Их приходится называть комедиями, хотя смешны в них не герои и не сюжеты - здесь высмеивается уверенность цивилизации в том, что она бессмертна. Все персонажи де ла Иглесиа - ходячие символы, а все ситуации - подробно рассказанные анекдоты. Он снимает фильмы-аттракционы, агрессивные и предельно театрализованные, он ведет ядовитые репортажи о боях без правил: человечество борется со своим животным началом и всякий раз проигрывает. Для того чтобы эта борьба нас развлекала, он приводит своих героев к ведьмам ("Ведьмы из Сугаррамурди", 2013), заставляет священника вызывать дьявола ("День зверя", 1995), делает смерть главной новостью дня ("Последняя искра жизни", 2011) - и каждый раз люди в его фильмах оказываются даже хуже, чем зритель мог бы предположить. Иногда он поднимается до глобальных исторических обобщений, как в своем лучшем фильме - "Печальная баллада для трубы" (2010). А иногда ставит над героями социальный эксперимент, как в "Коммуналке" (2000), где жители одного дома борются за клад. 5656Или как в "Дикой истории", где посетители бара борются за свою жизнь. Показательно, как сильно отличается остросюжетный триллер-трагикомедия "Дикая история" от, например, классического американского фильма-катастрофы "Приключение “Посейдона”, где тоже речь идет о разношерстной компании в замкнутом пространстве и в стрессовой ситуации. В то время как голливудские герои объединяют усилия для общего спасения и порой жертвуют собой ради товарищей, в новом фильме де ла Иглесиа беда разобщает, а не сплачивает. Если персонажи делают что-то вместе, то это временные альянсы, строящиеся на эгоизме и пропитанные недоверием. Даже люди, которые знакомы и близки много лет, с готовностью направляют друга на друга оружие, когда решают действовать по тюремной заповеди: "Умри ты сегодня, а я – завтра".4545
Что именно угрожает персонажам, кроме выстрелов на улице, и чем они занимаются в крошечном питейном заведении? Не нужно вдаваться в подробности, потому что сюжетная интрига очень важна для первой половины "Дикой истории" (дальше действие развивается по жанровому шаблону). Скажем лишь, что по ходу повествования толпы новых героев на экране не появляются и что в основном персонажи угрожают друг другу, а не отбивают внешнюю угрозу. Как обычно, де ла Иглесиа использует экстремальную ситуацию, чтобы сорвать маски с цивилизованных горожан и показать их звериную натуру. Хотя персонажи "Дикой истории" кажутся сомнительными личностями еще до начала стрельбы, и лишь об одном из них можно сказать, что он проявляет себя с неожиданной стороны. Все остальные ведут себя предсказуемо.
Чтобы зрители не запутались в восьмерке центральных героев, создатели ленты сделали их колоритными типажами на грани правдоподобия и карикатуры. Вонючий полусумасшедший бомж, гламурная красотка, бородатый хипстер-креативщик, пожилой коммивояжер, бывший полицейский-алкоголик, властная владелица бара, забитый повар, пенсионерка-игроманка… 567567Реалистичный и в то же время нелестный срез мадридских горожан. Существенно, что здесь нет явных иноземцев (один из персонажей из Аргентины, но он ничем не отличается от товарищей по несчастью). Режиссер ставит диагноз испанцам, а не мультикультурному обществу, и это позволяет ему бить наотмашь, не дразня гусей политкорректности.
Мерзость в душах героев сочетается с мерзостью на экране. В фильме так много физиологически отвратных моментов, что быстро начинаешь подозревать, что в какой-то момент герои вскроют труп и будут копаться во внутренностях, а режиссер покажет это со смаком, крупным планом. Так далеко де ла Иглесиа не заходит, но, например, нырнуть в сточный коллектор, где вода явно не дождевая, "Дикая история" предлагает. А то, как герои попадают в коллектор, - это отдельная и долгая сага о тошнотворности. Так что если у вас слабый желудок, то не забудьте рвотный пакетик. Или держитесь от "Дикой истории" подальше.5656
В отсутствие по-человечески симпатичных героев (за возможным исключением добродушной красотки) "Дикая история" удерживает зрителей напряженным действием и обилием шокирующего юмора. Получается у нее это неплохо, однако напряжение в картине не совсем голливудское, а юмор - весьма специфический, на любителя. В первую очередь это кино для тех, кому нравится смеяться над чужими страданиями. Если вы видите красивую женщину и думаете, как было бы здорово раздеть ее до белья, напугать до смерти и окунуть в фекалии, то де ла Иглесиа с лихвой удовлетворит ваши "довольно необычные вкусы".34545
РЕЗЮМЕ: есть ли в фильме что-то большее, чем наслаждение деградацией? Пожалуй, нет. "Дикая история" не говорит о мире ничего нового, не срывает покровы, не предлагает сюжет, который хочется часами обсуждать после выхода из кино. Но то, что картина делает, она делает хорошо. Это одновременно смешная, мрачная и пугающая история с налетом абсурда для зрителей, которые такие истории ценят. И только для них.
коля в черном подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *