Рецензия на фильм «Чорна Пантера:  Ваканда назавжди» (фильм «Чёрная Пантера: Ваканда навсегда» film Black Panther: Wakanda Forever) (4025)

Как‑то так вышло, что «Черная Пантера» стала первым и самым удачным фильмом MCU, где режиссерское видение не принесли в жертву формуле. Чернокожему режиссеру Райану Куглеру позволили не только ставить серьезные вопросы о прошлом и будущем целой расы, но и по-своему корректировать курс, общий для всех. «Черная Пантера» прикрывалась красивыми референсами типа «„Крестный отец“ в декорациях бондианы», но она была фильмом со своими идеями, своим языком, своей - визуальной и смысловой - идентичностью. Четвертая фаза киновселенной Marvel закрывается вторым фильмом о Ваканде, в котором не будет Чедвика Боузмана в роли Черной Пантеры - актер скончался перед съемками фильма. В главных ролях - Анджела Бассетт, Лупита Нионго, Летишиа Райт, Мартин Фриман, Данай Гурира, Ричард Шифф, Теноч Уэрта, Уинстон Дьюк, Михаэла Коэл, Доминик Торн. Хронометраж - 02:41. Премьера (мир) - 11.11.2022. Премьера (Украина) - 10.11.2022 (Кіноманія). Оценка www.kino-nik.com 6,5/10

О ЧЕМ КИНО: Король Ваканды Т’Чалла (Чедвик Боузман) умирает, и королева-мать Рамонда (Анджела Бассетт) остается без сына, обычно лучезарная Шури (Летиция Райт) - без брата, а марвеловская киновселенная (MCU) - без Черной Пантеры. Его отсутствием - и сделанным под занавес первой «Черной Пантеры» признанием об истинной природе Ваканды, родины редчайшего и ценнейшего металла вибраниума, - пытаются воспользоваться жадные до чужих богатств земные сверхдержавы. Но когда одна из них подбирается к вибраниуму слишком близко, из глубин океана выныривают таинственные аквамены - сначала с целью ликвидировать угрозу, а затем чтобы поставить ультиматум Ваканде…

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: как‑то так вышло, что «Черная Пантера» стала первым и самым удачным фильмом MCU, где режиссерское видение не принесли в жертву формуле. Чернокожему режиссеру Райану Куглеру позволили не только ставить серьезные вопросы о прошлом и будущем целой расы, но и по-своему корректировать курс, общий для всех. «Черная Пантера» прикрывалась красивыми референсами типа «„Крестный отец“ в декорациях бондианы», но она была фильмом со своими идеями, своим языком, своей - визуальной и смысловой - идентичностью.
Возможно, Куглеру просто повезло с местом и временем. Не исключено, что боссы Marvel благоразумно решили, что есть люди, лучше них разбирающиеся в черном опыте и эстетике афрофутуризма. Так или иначе, «Черная Пантера» стала поп-культурным феноменом. Сделанным преимущественно черными кинематографистами миллиардным хитом, заработавшим первую в истории супергеройского кино номинацию на «Оскар» в категории «Лучший фильм года» и три (за костюмы, музыку и декорации) золотых истукана на сдачу. В общем, все было чудо как хорошо - а потом все стало ужасно плохо.  
 Грустная ирония в том, что, будь Чедвик Боузман жив, сиквелу «Черной Пантеры» было бы, наверное, сложнее остаться на взятой оригиналом высоте. Как и положено аутентичному первопроходцу, фильм четырехлетней давности выступил в жанре «пан или пропал», выложив все козыри сразу: вот богатый культурный бэкграунд, вот не по-марвеловски неоднозначный нравственный выбор, а вот большие актеры (Лупита Нионго, Дэниел Калуя, Форест Уитакер) в необязательных ролях второго плана. В сиквеле с этим не так густо: мораль есть, но попроще, фильмы Люка Бессона в качестве визуального ориентира заменил «Аватар», а на оскаровскую номинацию пытается наиграть одна Анджела Бассетт. Но делает это она, скорбя по своему экранному сыну, и все те очки, которые фильм недобирает за технику, к нему возвращаются за артистизм.

«Ваканда назавжди» ходит вокруг да около нескольких тем, но важнейшей из них неизбежно оказывается горечь потери - и на коллективное больное место фильм давит так, что мало не покажется. Это громадное общее горе, стоящее над душой всех 160 минут фильма, от переделанной по такому случаю заставки Marvel до сюжетной бомбы, сбрасываемой в середине финальных титров.
Отточивший мастерство ролями важных для черной Америки исторических фигур (певца Джеймса Брауна, бейсболиста Джеки Робинсона, юриста Тергуда Маршалла) и вышедший на пик формы перед самой смертью, Чедвик Боузман - потеря редкого масштаба. Настолько редкого (в голову приходят разве что Хит Леджер и Джеймс Дин), что местами невыносимая пронзительность «Ваканди назавжди» ни разу не кажется манипулятивной. Лишним может показаться лишь еще один ребенок в беде (изобретающая эффективный для обнаружения вибраниума металлоискатель молодая, одаренная и черная студентка, на которую из‑за этого начинаются охотиться аквамены), но это одна из немногих корпоративных уступок, на которую пошел режиссер: Доминик Торн («Иуда и черный мессия») продолжит играть эту роль и в новом марвеловском сериале.   

Из новобранцев MCU особенно запоминается Теноч Уэрта («Нарко: Мексика»), чей антигерой, правитель подводной цивилизации Тлалокан, злодействует в хорошо удающейся «Черной Пантере» серой зоне морали между противоречивым добром и красноречивым злом (а еще у него есть и жабры, и крылья - нельзя же совсем без спойлеров). Не подводят и обычные подозреваемые: Рамонда произносит пламенные речи, Шури плодотворно колдует в (афро)футуристической мастерской, а лидер горного племени Джабари М’Баку (Уинстон Дьюк) острит. Глава «Дора Миладже» Окойе (Данай Гурира) напоминает, что ее вклад в MCU недавно вдохновил на целый фильм (крепкий исторический эпос «Женщина-король» с Виолой Дэвис), и настойчиво называет героя Мартина Фримана колонизатором. У героя Фримана, единственного белого актера в роли крупнее эпизодической, тут своя, слегка механическая (Marvel же), но в меру неожиданная сюжетная линия. 

   Выбор песен в «Черной Пантере» был и остается на виду: песенный саундтрек к первому фильму выдвигался на «Грэмми» во всех ключевых категориях, а трейлер к «Ваканда назавжди» врезался в память безотлагательно каноническим мэшапом кавера на «No Woman, No Cry» и протестной «Alright» Кендрика Ламара. Как и в случае с титульным героем, который в новом фильме выступает в основном в роли идеи, отсутствие Ламара в саундтреке компенсируют целая россыпь артистов меньшего калибра (исключение - Рианна с песней для титров) и совсем другая - не такая цельная, но более разноликая - энергия…(Сергей Степанов)

РЕЗЮМЕ: какое бы впечатление ни оставляла энергия самого фильма - длинного, но не затянутого, многословного, но сфокусированного, - Куглеру в любом случае положена скидка: прежде чем его заодно с остальным миром потрясла новость о смерти Боузмана, режиссер потратил год, чтобы придумать и написать совсем другой фильм. То, что у него получилось в итоге, не тянет на откровение, но убедительно повторяет по-прежнему редкий для «Марвела» трюк оригинала. Куглер проговаривает простые вещи (например, что война - это всегда плохо), но своими словами, а его фильм - не величайший из блокбастеров, но с другими его не перепутать…

подготовил Николай Лежнев 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *